Меню

«Конкуренция в России ниже, чем в Китае — шанс есть у любого стартапа»: Го Цин, «Форсаж+»

В конце 2014 г. предприниматель из Китая Го Цин приобрел туристическую фирму «Форсаж+», чтобы популяризировать Россию среди китайских туристов. Бизнесом в Екатеринбурге он занимается с 2003 г.

Русский язык Го Цин выучил в начале 1990-х гг. После развала СССР на границе между Китаем и Казахстаном появился легальный рынок, где он открыл торговую точку — занимался реализацией обуви и сумок. Дела шли хорошо: за три года предприятие вышло на оборот в 60 млн юаней (порядка $7 млн по тогдашнему курсу). Однако обвал национальных валют в 1998 г. поставил крест на торговле.

«Когда начался кризис, я не стал переоценивать свои силы — предприятие закрыл и стал искать работу по найму. К тому времени я уже приобрел навыки ведения бизнеса, установил первые деловые контакты с предпринимателями из России, Украины, Белоруссии и других республик. Но главное — стал носителем языка. Поэтому когда я узнал, что «Синьцзянским авиалиниям» требуется переводчик, сразу предложил свои услуги», — рассказывает Го Цин.

В 1999 г. авиакомпания запустила новый рейс Екатеринбург — Пекин. На Урал Го Цин прибыл в качестве официального представителя. Помимо услуг переводчика его функционал расширился — он стал отвечать за заполняемость самолетов. Через несколько лет, когда компания закрепилась в регионе, бизнесмены и чиновники стали обращаться к Го Цину с просьбами о содействии в установлении деловых контактов в Китае.

«С 2001 г. я начал возить делегации из Екатеринбурга в Китай — прежде всего, на выставки. В экономике Китая выставки играют важную роль — для продвижения новых продуктов и поиска партнеров и инвесторов. Я не брал деньги за свои услуги, для меня гораздо важнее было познакомиться с людьми», — отмечает он.

И добавляет: организацией деловых поездок в Китай продолжает заниматься и сегодня — и на тех же условиях.

В 2003 г. в результате реорганизации «Синьцзянские авиалинии» отменили рейс из Екатеринбурга. Го Цин решил повременить с возвращением на родину:

«К тому времени у меня появилось несколько друзей, которые занимались строительным бизнесом. Они часто жаловались на недостаток рабочей силы. И когда авиакомпания закрывала рейс, я решил открыть подрядную организацию. Друзья помогли уладить все юридические нюансы, а я обеспечил их квалифицированными строителями из Китая. Бригаду из 283 человек сформировал за восемь месяцев. Весной 2004 г. мы уже вышли на первый объект».

Среди наиболее крупных проектов Го Цин отмечает строительство элитных коттеджных поселков — «Звездный» в Малом Истоке (38 домов площадью 240-320 кв. м) и «Георгиевская дача» в УралНИИСХозе (112 домов площадью 180-220 кв. м). Одними из первых жильцов стали представители местного истэблишмента того времени — глава свердловского правительства Виктор Кокшаров (сейчас — ректор УрФУ), руководитель администрации губернатора Александр Левин (сейчас — председатель Свердловского союза журналистов и председатель совета директоров ФК «Урал») и др.

Компания проработала до 2009 г. — в кризис заказчики стали затягивать с выплатами. Го Цин завершил все начатые проекты и отправил рабочих по домам. Но сам без работы не остался: из Законодательного Собрания Свердловской области поступил крупный заказ на поставку мебели.

«Один из чиновников, которого я возил в начале 2000-х гг. в Китай, узнал, что мой строительный бизнес закрывается, и поинтересовался, не хочу ли я поучаствовать в тендере на поставку мебели, — рассказывает Го Цин. — Я решил не упускать возможность: запросил техзадание и поехал в Китай договариваться с мебельными фабриками. Тендер в итоге я выиграл — в октябре того же 2009 г. депутаты получили новые столы и стулья. Мебель и сейчас используется в Заксобрании».

Ниша оказалась перспективной и свободной — поставками качественной китайской мебели в то время в Екатеринбурге никто не занимался. Работа по индивидуальным заказам обратила на себя внимание — Го Цин стал получать новые заказы. Так появилась компания «Гриндон», которая на сегодняшний день работает в розничном и оптовом сегменте.

В 2014 г. Го Цин получил предложение от «Хайнаньских Авиалиний» — компания налаживала авиасообщение с Екатеринбургом, и им требовался специалист, знающий местный рынок. В сентябре запустили рейс Екатеринбург — Пекин, но из-за валютной нестабильности в ноябре компания решила повременить с экспансией на Урал. Неудача натолкнула Го Цина на приобретение туристической фирмы «Форсаж+»: несмотря на то, что в Екатеринбурге спрос на азиатские направления снизился до минимума, рейсы из Китая продолжали заполняться.

«С турфирмой «Форсаж+» я начал работать еще в начале 2000-х гг. Исторически они занимались азиатскими направлениями, и в течение почти 15 лет я сотрудничал с ними по проектам делового туризма. Когда в конце 2014 г. узнал, что Валерий Савельев (основатель ИК AVS Group, в которую входила «Форсаж+») решил продать компанию — сразу выступил со встречным предложением. Принципы работы и коллектив мне был хорошо знаком — это сыграло главную роль для принятия решения. Любую другую компанию я покупать бы не стал», — комментирует Го Цин.

Первые месяцы было тяжело, отмечает предприниматель, но к весне 2015 г. ситуация выправилась. К началу июля «Форсаж+» привез уже порядка 1,5 тыс. туристов из Китая. Пока компания предлагает три направления — Москва, Петербург и Сочи. До конца лета Го Цин рассчитывает запустить дополнительный маршрут с использованием водного и наземного транспорта — из Москвы в Петербург. А к осени — железнодорожный 12-дневный маршрут по Центральной России. Сейчас компания ведет переговоры об аренде поезда класса люкс, способного вместить до 300 человек. Если интерес к железнодорожному туризму будет высоким, в 2016 г. «Форсаж+» запустит экскурсионный рейс, охватывающий Москву, Петербург и ряд стран Скандинавии.

Объем турпотока на следующий год Го Цин оценивает как минимум в 5 тыс. человек. Екатеринбург он тоже планирует включить в один из маршрутов — для популяризации среди соотечественников:

«Если китайским бизнесменам город знаком, и нынешний ИННОПРОМ только закрепит международное сотрудничество, то широкие слои населения пока мало информированы. Китай большой — и традиционно проявляет интерес к самым разным странам и культурам. Если организовать работу правильно, на Урале не будет отбоя от китайских туристов».

Говоря о трудностях ведения бизнеса в России, Го Цин отмечает формальный подход контролирующих органов.

«Например, в Китае перед налоговыми органами стоит задача обслуживания предприятий: научить работать правильно, показать, как развиваться. В России же налоговики выполняют исключительно фискальную функцию — собрать как можно больше, несмотря ни на что, — объясняет он. — Разница в том, что в Китае контролеры помогают компаниям — и за счет этого увеличивают налоговые отчисления. В России контролеры способствуют либо уходу в «тень», либо закрытию бизнеса».

Впрочем, по его словам, порог вхождения новой компании на рынок в России значительно ниже — из-за относительно невысокой конкуренции:

«В России можно запустить стартап с минимальными инвестициями, или вообще без финансирования — и через несколько лет получить стабильный бизнес. Когда я начинал первые проекты в Екатеринбурге, я был очень ограничен в средствах. Окажись я в таких же условиях в Китае, у меня ничего не получилось бы — конкуренция на рынках настолько высока, что новым игрокам не остается шанса».

Теперь Го Цин смотрит в сторону крупного бизнеса. Один из его новых интересов — производство стройматериалов и запчастей для транспорта с помощью 3D-принтера. В России он представляет интересы китайской технологической корпорации, название которой пока не раскрывает, — занимается поиском потенциальных интересантов.

«На территории России предполагается создание производственной площадки — на 30 тыс. кв. м. В идеале партнер должен войти в проект на паритетных условиях — разделить инвестиции и риски. Пока материалы для 3D-принтера очень дорогостоящие, но в перспективе 3-5 лет цена снизится до приемлемой. Когда это случится — начнется новая техническая революция», — заключает предприниматель.