«Конкурировать нельзя сотрудничать»: о том, где в этой фразе поставить запятую, предприниматели и ученые спорят не один год. DK.RU собрал мнения о том, какую роль в жизни играет конкуренция.
Известный маркетолог Сет Годин уверен, что наличие конкуренции — это сигнал о том, что вы занимаетесь стоящим делом. В своем блоге он пишет:
— Самые популярные индийские рестораны в Нью-Йорке находятся на расстоянии одного или двух кварталов друг от друга.
Книги лучше всего продаются в книжных магазинах, окруженных другими книгами — на первый взгляд, их конкурентами.
И гораздо проще продать технологическое решение, если вы — не единственный первопроходец в этой категории.
Конкуренция — это сигнал. Он означает, что вы предлагаете не что-то совсем безумное. Конкуренция дает людям уверенность. Конкуренция помогает понять вашу точку зрения. Конкуренция помогает понять, что люди, такие же, как мы, делают такие вот вещи.
Если у вас нет конкурентов, самое время их найти.
При этом Бен Касноча, предприниматель и писатель, высказывает относительно конкуренции несколько иную точку зрения. Он пишет, что, будучи человеком, склонным к конкуренции, тем не менее, не готов конкурировать постоянно.
Некоторые люди всегда хотят победить. Речь может идти о бизнесе, настольной игре, спортивном соревновании или тимбилдинге. Отец Майкла Джордана как-то отреагировал на слова о том, что Майкл пристрастился к азартным играм: у Майкла нет проблемы с азартными играми. Его проблема — в конкуренции. Поставьте его в любую ситуацию, где есть явный победитель или проигравший, и Майкл не выдержит и начнет побеждать.
По мнению Касноча, довольна распространенная черта бизнес-лидеров — это зашкаливание эмоций, как только загорается красная лампочка конкуренции.
— Я не такой. Я конкурирую ситуативно. Мне хочется думать, что это происходит, когда ставки по-настоящему высоки, когда я реально вкладываюсь в дело, когда отдача для меня действительно важна.
Я не хочу выглядеть каким-то святошей («Я сохраняю свою конкурентную энергию для того, чтобы спасти мир от голода», ага). Мой мозг, примитивный, жаждущий высокого статуса, часто подгоняет меня вперед. И меня слегка задевает, если я не могу выиграть во время партии в стритбол. Может, я просто предпочитаю не стремиться к победе, когда у меня нет к этому предпосылок.
Российские эксперты также часто размышляют о роли конкуренции в жизни предпринимателя.
Мнение Арсена Рябухи, бизнес-тренера компании Business Relations, относительно конкуренции в коллективе звучит так:
— Кто такой знакомый нам лидер? Он — «царь горы», который болезненно контролирует все или почти все, конкурирует с потенциальными кандидатами на свое место, массу сил тратит на то, чтобы продемонстрировать окружающим (коллегам, партнерам, другим бизнесам), что он сильнее их и достоин своего места. Этот агрессивный стиль дает свои результаты первое время, и такой вот «царек» забывает быстро, что бизнес в его самых лучших и сильных проявлениях никогда не строился на голом индивидуализме.
Константин Бакшт, бизнес-тренер, уверен, что конкуренция — такая же неотъемлемая часть жизни, как смена времен года или закон всемирного тяготения.
В природе, как и в конкуренции, выживают не самые сильные, а самые приспособленные, — уверен эксперт.
Совсем другой точки зрения относительно природы конкуренции придерживается Клаус Фопель, современный немецкий психолог и психотерапевт. Он говорит, что существует три способа достичь целей: конкуренция, кооперация и независимая деятельность. Ученый подчеркивает, что сотрудничество для человека не менее типично, чем конкуренция, a также то, что соперничество — признак приобретенный и по наследству не передающийся.
— Чем больше моментов соперничества мы в своей жизни видим и переживаем, тем сильнее развивается у нас потребность в победе над другими, и наоборот, привычка действовать в команде позволяет нам обходиться без ощущения превосходства, — пишет Фопель.
Мы так часто слышим, что должны быть лучше других, что в конце концов приходим к убеждению, будто наличие соперничества является условием эффективной работы. Это убеждение пронизывает нашу культуру. Но последние открытия в области психофизиологии и педагогики показывают, что лучшие результаты достигаются вовсе не в условиях конкуренции и не зависят от наличия соперника. Напротив, мы достигаем большего, когда нам «не дышат в спину».