Прибегая к услугам черных пиарщиков, вы подменяете настоящую конкуренцию контрафактом. Алексей Глазырин генеральный директор ГК «Ньютон», вице-президент Российской ассоциации по связям с общественн
Алексей Глазырин
генеральный директор ГК «Ньютон», вице-президент Российской ассоциации по связям с общественностью
Недобросовестная конкуренция запрещена российским законодательством на всех уровнях, вплоть до Конституции. Но в обществе нет четко сформированной позиции по отношению к подобным методам. И вот уже откровенное вранье, тенденциозная подача информации, искажение фактов становятся технологией. И даже название придумано — «черный PR». Если это технология, то в пакете с ней непременно следует продвигать и другие, аналогичные: «рейдерство — самый эффективный способ приобретения собственности» или «финансовые махинации как лучший способ оптимизации налогообложения».
PR — такой же бизнес, как и любой другой. Репутация создается годами, а потерять ее можно в одночасье — стоит только утратить ощущение той тонкой грани, за которой начинается производство не продукта, а контрафакта. Количество табу для крупных игроков PR неимоверно велико, и это обстоятельство не упрощает работу. Но мы ее выбирали сами и обязаны ставить себе еще более жесткие ограничения, потому что, как никто, понимаем, к каким последствиям может привести дефицит профессиональной этики.
Контрафактный PR не затрагивает наш бизнес непосредственно, поскольку потребителями любого контрафакта остаются люмпенизированные слои общества и бизнеса. Они не наши клиенты, не клиенты конкурентов и никогда до этого уровня не дорастут. Но бороться с недобросовестной конкуренцией все-таки стоит. Цивилизованная конкуренция выгодна рынкам, она добавляет им предсказуемости и стабильности, что полезно всем легальным игрокам.
Контрафакт конкуренции — застреленные банкиры или ошельмованные на заказ бизнесы — будет существовать до тех пор, пока на него есть спрос. И на каждом рынке сегодня встречаются одиозные компании и личности, за которых порядочному человеку стыдно. Публика эта со временем вымрет, как производители паленой водки. Ведь каждый сам выбирает, что для него конкуренция — состязание профессионалов с открытым забралом или стычка рейдеров в масках, надежно закрывающих лицо. Но важно помнить, что законодательство однозначно трактует методы цивилизованной конкуренции.
МНЕНИЕ ЗА
заместитель директора филиала АНО «Институт корпоративного развития» группы компаний «Ренова» в Уральском регионе:
— Когда еще в советские времена мы изучали на журфаке основы коммунистической пропаганды, ключевым условием, определяющим ее успех, считалось доверие аудитории к нашим словам. И сейчас, во времена пиара, вопрос о доверии остается главным. Если мы рассчитываем не на краткосрочный эффект (электорат проголосовал за политика, а теперь хоть трава не расти), а на успешную работу в течение длительного времени, люди должны нам верить.
Установить долгосрочный контакт с обществом невозможно, если у вас нет положительной репутации. Но методами черного пиара репутацию можно только погубить, а не создать. Ибо черный пиар — это неприкрытая пропаганда и манипулирование сознанием.
Впрочем, важны даже не сами технологии (белые, черные, серо-буро-малиновые), а цели и мотивы, которыми руководствуется пиарщик. Убежден, что мы должны настраивать общество на позитив — что и сам стремился делать в свое время, работая с политиками и стараясь отыскать в них и представить людям именно хорошие, достойные уважения черты. А негатив, который сплошь и рядом использовался в 80-е и в 90-е гг., просто дотла выжигает общество. Именно тогда, в атмосфере всеобщего нигилизма, к примеру, понятие «авторитет» утратило свой первоначальный смысл и ассоциируется теперь только со словом «уголовный».
На такой выжженной земле вообще исчезает объективная основа для пиара. Когда никто никому не доверяет, когда люди разъединены, от них ничего не зависит. И зачем с таким атомизированным обществом затевать диалог, выстраивать какие-то связи?
генеральный директор ИА «Духовное Наследие»:
— Возникает вопрос: что делать, когда вы сталкиваетесь с некачественным продуктом или услугой? С некачественными автомобилями, некачественной мебелью, некачественными детскими игрушками, некачественными компьютерами?
Что делать с продуктами, которые используют ложь в белой рекламе?
Что делать с коррупцией среди чиновников?
Что делать с теми, кто использует нечестные методы конкуренции?
Что делать?..
Годами судиться?
А в это время сотни чиновников украдут миллионы бюджетных денег, распродадут за бесценок госимущество, а ваши конкуренты с помощью демпинга выдавят вас с рынка. И наконец, рейдеры, прикрываемые чиновниками, захватят ваш бизнес. А вы все будете судиться?
Разве не отвратительно смотреть, как нанятый за деньги белый пиарщик с искрой в глазах хвалит кандидата в депутаты или чиновника, который мошенник и бандит? Как белый пиарщик утверждает, что новое мыло сделает вас сексуальнее? Хотя это просто мыло, чтобы мыться.
Или белые пиарщики отказываются от заказов в подобных случаях? Не знаю почему, но слабо в это верю.
И как ни странно, именно благодаря белым пиарщикам в России крайне негативное отношение к пиару как таковому. Люди считают, что пиарщики — это мерзкие типы, готовые за деньги хвалить любую мерзость.
Однако нет, хватит. Кто-то должен изобличить зло, лицемерие и ложь, которыми изобилует белый пиар. Кто это сделает? Конечно, черные пиарщики. Мы обнародуем все данные о некачественном продукте конкурента. И мы не будем лгать, так как ложь нетрудно проверить. Мы схватим за руку коррупционных чиновников и с позором разоблачим их. Кто, если не мы?
Черные пиарщики изобличают зло во всех его проявлениях, изобличают обман и лицемерие и предоставляют мерзавцев на растерзание общественности. Или мы должны идти по ложному пути всеобщей взаимной лести и похвалы?
Крупнейшие и авторитетные компании практикуют черный пиар. Например, «Проктер энд Гембл» в начале 90-х гг. поймала «Юнилевер» на нечестной конкуренции, заставив убрать с рынка демпингующий товар. «Сони» регулярно отслеживает рекламу конкурентов, в которой приводятся завышенные технические характеристики, и приучила их к честности (кроме российского рынка).
Профессиональные черные пиарщики ищут реальные факты и предают их всеобщей гласности. Ложь в черном пиаре нерентабельна.
В 2005 г. я издал книгу «Черный PR». И ежедневно получаю сотни писем. Люди используют мою книгу как учебник для борьбы с мошенническими компаниями, купленными прокурорами и судами, для борьбы с уплотнительной застройкой и расхищением природных ресурсов. Они создали недавно всероссийское движение «Черный флаг» против беспредельщиков на дорогах России. Они запретили нескольким компаниям вырубать парки и скверы. Мои читатели посадили десятки коррумпированных чиновников. И поверьте, это куда полезней, чем льстить под заказ с телеэкрана.
Есть, конечно, дилетанты, которые делают грязный пиар и называют его черным. Но результативность их действий ничтожна на фоне результатов работы профессионалов. Поэтому профессиональный черный пиар скоро выживет и уничтожит грязный пиар. Ибо профессиональный черный пиар намного эффективнее и успешнее.