Меню

Константин Бакшт: «Финансовые запросы и профессионализм соискателя не связаны между собой»

Тренер, бизнесмен, автор девяти деловых бестселлеров Константин Бакшт выводит формулу построения результативного отдела продаж для компаний различных рынков.

Когда коммерсант должен понять, что наступило время формировать отдел продаж?

– В стартовый период любого коммерческого предприятия, как правило, продажами занимается собственник бизнеса. И это вполне естественно: именно он более всех заинтересован в «выживании» и развитии своего предприятия, вот и берет на себя функции по привлечению клиентов. Однако приходит время, когда компания должна перейти на новый уровень: ведь количество заказчиков неуклонно растет, и увеличивается объем работы с ними. Со всеми этими задачами руководитель не справится единолично, и перед компанией встает новая цель по созданию и организации отдела продаж.

Начиная набирать штат, бизнесмены встают перед выбором: брать на работу новичков или готовых, но дорогих специалистов?

- Вопрос исходит из двух популярных заблуждений работодателей. Во-первых, с чего вы взяли, что на рынке труда вообще есть профессиональные менеджеры по продажам. Мой опыт набора кадров – а на сегодня я провел несколько тысяч конкурсов, в которых приняло участие несколько десятков тысяч человек, – показывает, что профессиональных коммерсантов на рынке труда – ничтожный процент. Остальные, пусть даже и имеющие за плечами десятилетний опыт руководителей отделов продаж, на деле неспособны сделать даже простой холодный звонок. Во-вторых, финансовые запросы соискателя и его профессионализм и эффективность никак не связаны между собой. Нет ни прямой связи, ни обратной. Вообще никакой.

Как же найти подходящие кадры?

– Первый принцип профессионального набора кадров с открытого рынка труда гласит: «Подходящих кадров нет!». Второй принцип: «Набираем наименее неподходящих». Так что наша задача – отобрать наиболее подходящий человеческий материал, из которого мы потом, как из глины, будем лепить нужных нам профессионалов. Размещаем вакансии так, чтобы получить от 70-100 до нескольких сотен целевых резюме. Из них выбираем несколько десятков наиболее перспективных соискателей, которых проводим через многоэтапный конкурсный отбор. Причем выиграть его могут и люди с серьезным послужным списком, и люди с небольшим опытом, и новички.

Есть ли формула, по которой можно рассчитать нужное количество менеджеров по продажам?

– Некоторые коммерсанты пытаются ограничиться наймом одного-двух сотрудников. Сразу же хочу предостеречь: полумеры нужного результата не обеспечат. Практика показывает, что минимально стабильное количество штатных единиц в подразделении — пять рядовых сотрудников плюс главный менеджер (руководитель). В среднем на 25 контактов приходится 1 заключенная сделка. Кроме того, не у каждого начинающего менеджера все получается, и в результате многие уходят. Поэтому нужно брать такое количество сотрудников, которое соответствует среднестатистическим показателям, а лучше — больше, чтобы естественный отсев не помешал работе вашей компании. Если Ваша продающая команда недоукомплектована, на каждого работника ложится непомерная нагрузка, что снижает и работоспособность, и эффективность труда, и лояльность персонала. Человек не успевает выполнить работу, которая рассчитана на 2–3 сотрудников. Отсутствие результата (заключенных контрактов) провоцирует неуверенность в себе и в перспективности компании-работодателя.

Как выстроить структуру подчинения менеджеров по продажам? Кому они подчиняются и перед кем отчитываются?  

– Типовая структура отдела продаж выглядит следующим образом: нижнюю ступеньку иерархической лестницы занимают 5 (или больше) рядовых менеджеров, которые находятся в подчинении начальника отдела. Последний, в свою очередь, подчиняется коммерческому директору предприятия, который подотчетен уже лишь исполнительному и генеральному директорам. Наличие двух руководителей подразделения — коммерческого директора и начальника отдела — позволяет максимально эффективно обеспечивать планирование, контроль и другие административные функции. Кроме того, такая структура использует потенциал взаимозаменяемости: если какой-либо из начальников отсутствует, отдел не остается «обезглавленным».

Справка: В рамках «Недели продаж» в Екатеринбурге инвестор, автор деловых бестселлеров Константин Бакшт встретится с предпринимателями города и организует два тренинга. Один из них - «Построение системы продаж» для первых лиц (бизнес-тренер – автор уникальной методики -Константин Бакшт), второй - «Активные продажи» для руководителей отделов продаж и менеджеров (бизнес-тренер – эксперт компании «Капитал Консалтинг» Андрей Лобанов).