Меню

«Конструкция будет работать сегодня, но не когда он уйдёт». Что ждет Путина после 2024 г.

«Большой мешок полномочий, который нес действующий президент, как стало понятно, непередаваем одному человеку». Что означают изменения в политической системе и какое будущее ждет Путина?

Конституционные поправки, предложенные президентом Владимиром Путиным, очевидно, в будущем повлияют на политическую систему гораздо сильнее, чем отставка правительства и назначение новых членов кабмина. Но пока неясным остается даже будущее самого президента. Впрочем, как полагают политологи, он будет делать все, чтобы остаться у власти, но не факт, что эта попытка будет успешной. DK.RU собрал мнения политологов о ситуации.

Политолог Глеб Павловский, «Фонтанка»:

— Путин бестревожно у власти может оставаться ещё несколько лет. Сегодня он наконец сам включился в процесс «постпутинского транзита». Но включился пока не очень удачно, потому что предложенная им конструкция как раз говорит о том, что он не представляет себе проблем власти после его ухода. Предложенная конструкция будет работать сегодня, но не будет работать, когда он уйдёт.

Политолог Екатерина Шульман*, YouTube:

— Большой мешок полномочий, который нес действующий президент, как стало понятно, непередаваем одному человеку. Фигура преемника слишком отягощается объемом власти, и группы интересов, которые должны согласиться с транзитом, не могут договориться о ней. Поэтому давайте размажем эти полномочия. Негласно это объясняется тем, что нужно придумать новую фигуру для действующего президента. Но это не так просто, как выглядит. 

То, что было продекларировано, не похоже на режим усиления личной власти. Видимо, есть надобность уйти так, чтобы никуда не уходить. Вечное проклятие «гибридов» (гибридных режимов)— что бы такое сделать, чтобы ничего не делать? Что бы такое изменить, чтобы ничего не поменялось? В этом стремлении есть внутреннее противоречие, которое их и губит. В своем стремлении к стабильности они себе на голову накликивают перемены.

Полезно держать в голове разницу между тем, что задумывалось, и тем, что реализуется. Даже в Казахстане, где этот сценарий выглядит достаточно успешным, происходят свои турбулентности, которые мы не видим, а людям внутри очень даже заметны. Там уходит свой премьер, там свои противоречия между новым президентом и силовым блоком. Как это все разыграется, мы еще не знаем, а Казахстан — страна поменьше. 

Профессор НИУ ВШЭ Алексей Макаркин, в колонке на РБК:
 
— Кем может стать Путин после ухода с поста президента? Наиболее популярная версия — возглавит Госсовет. Действительно, сложно представить себе Путина на посту спикера Госдумы, предоставляющего слово для очередной репризы Жириновскому. Полномочия Совета Федерации расширяются (президент будет советоваться с верхней палатой при назначениях в силовом блоке, кроме того, сенаторы смогут увольнять судей), но не столь значительно, как Думы. Решение о переходе на пост премьер-министра, возможное в 2007 году, сейчас маловероятно — тогда в стране был бурный рост, и казалось, что он продлится годы, если не десятилетия. Сейчас ситуация принципиально иная: и оптимизма меньше, и пост ответственного за экономику куда менее привлекателен. Да и полномочия премьера не расширены, следовательно, никакого «канцлера» в России не будет.
 
...Возможно, конструкция власти после транзита будет более сложной. Вспомним о казахстанском варианте: Нурсултан Назарбаев возглавляет и Совет безопасности, и правящую партию (а еще является официальным лидером нации — елбасы). Возможность совмещения постов существует и в России — например, через партию можно контролировать и назначения в правительстве, за которые будут голосовать депутаты.

Социолог Константин Гаазе, в колонке на «Ведомостях»:

— Сенсация (послания-2020) состоит и в том, что среди фонтана недодуманных идей и мутных формулировок прозвучало нечто важное. Президент хочет перераспределить баланс сил на верхнем этаже власти. Выгодополучателем этих изменений может стать он сам. Путин, возможно, готов уйти на почетную пенсию, пересев из кресла президента в кресло председателя Госсовета, которому, судя по слухам, в новой версии Основного закона может быть посвящена чуть ли не отдельная глава.

Политолог Федор Крашенинников* в колонке на New Times
 
— Очевидно, что после реформы Путина будет уже не так важно, кто именно президент, потому что пока во власти будет Путин — он и будет главным. <...> Впрочем, очень может быть, что желая сохранить стабильность, Путин только приблизит столь пугающие его перемены: он сам вывел систему власти из состояния стабильности, и учитывая взятый темп преобразований, вполне можно надеяться, что в процессе скоростной перестройки власти будут упущены многие важные детали, совершены необдуманные поступки и непоправимые ошибки, которые аукнутся гораздо быстрее, чем кажется.
 

 

* - выполняет функции иностранного агента