Меню

Контрафакт

В декабре с улиц города исчезнут пираты. Продажа аудио-видеопродукции в киосках и на лотках прекратится, кассеты и диски можно будет купить только в павильонах и специализированных магазинах. Такие

В декабре с улиц города исчезнут пираты. Продажа аудио-видеопродукции в киосках и на лотках прекратится, кассеты и диски можно будет купить только в павильонах и специализированных магазинах. Такие изменения предусматривает проект новых правил торговли аудио-, видео— и компьютерными носителями. До 10 ноября с документом знакомятся участники рынка. С учетом их замечаний городская власть доработает правила к концу месяца.

Аудио— и видеопиратство за-
нимает третье место в мире
по доходности после торговли оружием и наркотиками. Бизнес делают выгодным огромные обороты и малые затраты. Основные средства идут на покупку аппаратуры. Обычно в студии видеопиратов находится 100-200 магнитофонов, которые в течение нескольких месяцев круглосуточно гонят план. Затем заезженная техника быстренько продается, а ее место занимает новая.

Бизнес простой и не слишком опасный. Наказание за распространение контрафактной продукции, предусмотренное законом, — штраф от 5 до 10 МРОТ. В следующий раз сумма возрастает до 20 МРОТ. При этом весь нелицензионный товар подлежит уничтожению. По словам специалистов, для пиратов это гораздо более серьезная потеря, чем небольшой штраф. Ведь прибыль от продажи, к примеру, одной пиратской видеокассеты составляет 20-30 руб. Лишь третий случай нарушения может стать основанием для возбуждения уголовного дела.

Центр производства контрафакта в нашей области — Первоуральск. Оттуда нелегальный товар попадает в Екатеринбург в основном через Кировский оптовый рынок. По оценкам специалистов, только нелицензионных видеокассет здесь продается ежемесячно 300-500 тыс. штук. С Кировского оптовики развозят пиратскую продукцию в ларьки и на уличные мини-прилавки.

Правоохранительные органы проверяют торговцев от случая к случаю. Тем не менее за последние полтора месяца было закрыто 46 точек. Активнее других контролирующих инстанций пиратами занимается так называемый отдел «Р» ГУВД Свердловской области. Он был создан в 1998 г. для борьбы с незаконным оборотом радиоэлектроники. Через год «эровцам» поручили заняться еще и «пиратами». По словам зам. начальника отдела Игоря Григорова, за последний год в результате работы «эровцев» было возбуждено 2 уголовных дела и наложено 20 административных взысканий. Через 2-3 проверки хозяева сами закрывают «пиратские» точки. Так было на вещевом рынке на Бебеля, на Вайнера, — делится опытом Игорь Григоров. — После нескольких штрафов и конфискаций пираты понимают, что за них взялись всерьез, и сворачиваются.

Проверка обычно происходит, когда милиционеры на 100% уверены, что в торговой точке обнаружат именно нелегальный товар. Большую часть информации отдел «Р» получает от правообладателей видео— и аудиопродукции. Например, в Екатеринбурге работает два дистрибьютора, представляющих интересы крупных голливудских студий, — «Екатеринбург-Арт» и «Видеосервис». Они сами отслеживают пиратскую продукцию, выезжают на проверки с оперативниками и представителями торгинспекции. Кстати, подобная практика существует и в музыкальной среде, только здесь защиту авторских прав зачастую приходится брать на себя самим исполнителям и их друзьям. Известно, например, что пресс-аташе группы «Чайф» Марина Залогина регулярно навещает музыкальные магазины и ларьки, отслеживая нелицензионные записи.

От 80 до 100% процентов ларечного товара — контрафакт. Поэтому новый порядок торговли может нанести пиратам сокрушительный удар. Сергей Жуков, региональный директор концерна «Видеосервис»: Главное не бросить это дело на самотек. Если поставить перед правоохранительными органами конкретную задачу, пиратов можно убрать легко. Вспомните, как несколько лет назад покончили с торговлей водкой в ларьках.

Правообладатели уверяют, что торговцы смогут перейти на работу с лицензионной продукцией. На ней можно заработать не меньше, чем на контрафакте. Только, например, вместо трех кассет за 40 руб. нужно продать одну за 150. Потребители уже готовы покупать дорогой и качественный продукт. Сергей Жуков: Даже наши водители говорят — пусть мы лучше купим одну кассету в месяц, но нормальную.

Для малообеспеченных киноманов выходом из положения может стать прокат. Законность работы прокатной точки легко проверить по наличию договора с правообладателем. Кроме того, кассеты должны иметь элементы идентификации (наклейки, голограммы и пр.), обозначающие специальный прокатный экземпляр. Именно по пути развития проката сейчас идут специализированные аудиовидеомагазины, которых в городе восемь. По словам правообладателей, контрафактная продукция в небольшом количестве может встретиться и в магазинах. Это не секрет и для постоянных покупателей. С другой стороны прилавка товар видят несколько иначе.

Дмитрий Старцев, менеджер сети магазинов «Эолис»:

— Контрафакта у нас нет вообще. Про новые правила торговли пока ничего сказать не могу, я их недавно получил, еще не вчитывался.

Владимир Кочетков, директор магазина «Титаник видео рекордс»:

— Торговля нелицензионной продукцией в нашем магазине исключена. Конечно, контрафакт дешевле, но высокая цена легального продукта окупается качеством. А с продажей кассет в киосках действительно надо бороться.

Полностью избавиться от нелегальной аудиовидеопродукции невозможно. Но в западных странах доля «нелицензионки» составляет не более 10%. В Екатеринбурге, по разным оценкам, — от 35 до 90%…