Меню

Конюшню можно создать за 1,2 млн руб.

Собственники конных клубов утверждают, что конюшни для них скорее увлечение, чем бизнес, и создают их из-за любви к лошадям. Однако рост числа конюшен в Екатеринбурге и области говорит о том, что д

Собственники конных клубов утверждают, что конюшни для них скорее увлечение, чем бизнес, и создают их из-за любви к лошадям. Однако рост числа конюшен в Екатеринбурге и области говорит о том, что дело это доходное и с привлекательными перспективами.
 
Спрос на услуги конных клубов повышается и за последний год, по оценкам Елены Лузиной, директора конного клуба «Тандем», увеличился на 20%. Однако, как признает г-жа Лузина, мест­ный рынок еще не так развит, как московский, на котором, добавляет она, интерес к подобным услугам уже устоялся: «В столице верховая езда считается престижной, клиенты хорошо разбираются в лошадях, умеют на них ездить. У нас пока почти половина клиентов вообще никогда не садились на лошадь и не знают, как к ней подойти». Тем не менее владельцы конюшен ожидают, что уже через три-пять лет и в Екатеринбурге сложится ситуация, аналогичная московской. «Сейчас к нам приходит много людей, ранее не катавшихся на лошадях. Впоследствии они могут пополнить ряды постоянных клиентов», — предполагает Сергей Макаров, директор турбазы «Сказ» (владеет конюшней).

В Свердловской области, констатируют эксперты, от 20 до 30 конюшен. Однако лишь часть из них работают на открытом рынке как коммерческие структуры. Другие созданы крупными промышленными предприятиями для топ-менеджмента.

Условно деятельность конных клубов можно разделить на три направления: конноспортивное (обучение спортивной езде), рекреационное (прогулки, прокат лошадей с обучением лишь элементарным навыкам) и, наконец, туристическое (походы на лошадях). Как правило, клубы совмещают несколько направлений. Большинство этих заведений сдают денники (место, где живет лошадь) в аренду частным держателям. Специалисты, опрошенные «ДК», считают, что в конюшне, которая будет специализироваться на прокате лошадей, должно быть десять-двенадцать животных.

Где открыть конный клуб?

Для десяти-двенадцати лошадей лучше обзавестись конюшней на 20 денников, чтобы было где разместить жеребят, а свободные места сдавать в аренду. Под строение необходим примерно 1 га земли. По словам г-на Макарова, оптимальное расстояние от города — 30-50 км. Как подмечает Елена Селиванова, владелец конного клуба Faktor, такое расположение позволит работать с корпоративными клиентами. К тому же среди тех, кто ставит лошадь на постой, есть много желающих часто приезжать, чтобы покормить животное, поухаживать за ним.

Тарас Ахаминов, учредитель коннотуристического клуба «Темная лошадка», считает, что свои плюсы есть и у конюшен, находящихся далеко от Екатеринбурга (свыше 100 км): они могут привлекать клиентов из других городов и соседних областей.

Обязательное условие — наличие дороги, по которой можно проехать как летом, так и зимой, поскольку клиенты часто добираются до конюшни на автомобилях.

Желательно, чтобы рядом были поля, где на лошадях можно проскакать рысью. А если вблизи есть озеро, то появляется возможность купаться на лошадях, даже вдвоем (один верхом, а второй держится за хвост).

Конюшню либо возводят с нуля, либо выкупают на территории колхозов заброшенные постройки и переоборудуют их. В первом случае затраты будут существенно больше. К примеру, по оценкам г-жи Селивановой, конюшня из твинблоков обойдется в 0,8-1 млн руб. Деревянная же, подсчитывает г-н Ахаминов, — до 5 млн руб. Большинство опрошенных «ДК» бизнесменов говорят о том, что деревянная конюшня лучше каменной — в ней дольше сохраняется тепло. Но Елена Селиванова предупреждает: брус пропитывается запахом, плюс к тому лошади такую конюшню могут от скуки начать грызть.

Помещение под конюшню, расположенную в 100-150 км от Екатеринбурга, может обойтись в 50-70 тыс. руб. Еще 10-30 тыс. руб. по­требуется вложить, чтобы оформить недвижимость в собст­венность. На ремонт конюшни придется потратить 300-400 тыс. руб.

Каждый денник должен быть размером 3 на 4 м. Одно из помещений можно использовать для складирования сбруи. Центральный проход делают шириной 3 м. Пол либо деревянный, либо глиняный. В последнем случае используется специальный сорт глины, который не выметается из конюшни. Важно, чтобы в помещении не было сквозняков, иначе лошади будут болеть.

Также необходимо построить леваду (20 тыс. руб.) — огороженную редким забором территорию, где выгуливают лошадей. Желательно, чтобы она была не меньше чем 20 на 40 м.

Если компания сама заготавливает сено, то нужно построить сарай для его хранения. Но большая часть конюшен сено покупают. «Сейчас мы косим сено самостоятельно. Однако тракторы постоянно ломаются, а солярка становится все дороже. Наверное, мы откажемся от такой практики», — размышляет Сергей Макаров. С другой стороны, если построить сарай для хранения, сено можно закупать летом, когда оно вдвое дешевле.

Какие нужны лошади?

В конюшне должны быть лошади разных размеров. По мнению Елены Лузиной, следует приобрести одну-две низкорослых (ростом 140-155 см) лошадок, несколько средних (155-170 см), а также пару высоких: «В свое время у нас был дисбаланс в составе лошадей: не хватало маленьких, чтобы катать детей. Пришлось докупать по ходу, учитывая спрос». Г-н Макаров рекомендует для проката брать лошадей местных пород либо смешанных.

Оптимальный возраст животного для проката — от трех лет. Лошадей для конюшни можно приобрести как у физлиц, так и на конных заводах. «Мы покупали лошадей, например, в Башкирии у частников. Но там обычно продают необученных коней. На доводку (лошадь необходимо объездить) придется по­тратить три-четыре месяца», — делится опытом Сергей Макаров. В среднем лошадь обойдется в 25 тыс. руб. На конном заводе (Ирбитском, Щадринском, Дубровском) купить животное проще, но лошади там дороже — около 45 тыс. руб. А лошадь для спортивной езды стоит от 100 тыс. руб.

У животного должен быть добродушный, спокойный характер. Тарас Ахаминов советует при выборе лошади обращать внимание и на ее внешние данные: «У животного должны быть живые, ясные глаза, хорошо поставленные ушки. Плюс к тому она должна подходить к людям, интересоваться, брать лакомство из рук». Необходимо купить для каждой особи кавалерийское седло за 5-6 тыс. руб. и узду (еще 1 тыс. руб.). Сани обойдутся в 6-8 тыс. руб., а карета — в 25-100 тыс. руб. (ее стоит приобретать, если конюшня будет проводить корпоративные праздники или обслуживать свадьбы). Комплект инвентаря для ухода за животными (тачка, лопата, вилы, грабли) — 5 тыс. руб.

На корм для лошади уйдет примерно 2 тыс. руб. в месяц. Животных кормят сеном и овсом. Поскольку сено они жуют постоянно, ежедневно его потребуется 12-20 кг. При покупке сена необходимо обращать внимание на его качество: оно должно хорошо пахнуть, быть сухим, чуть зеленоватым и чистым. Кроме того, оно должно быть заготовлено в текущем сезоне. Стандартный тюк сена (200-300 кг) летом стоит 250 руб., а зимой дорожает до 500 руб. Овес обходится в 4-6 руб. за кг, и его потребуется 3-5 кг в день на каждую особь. 500 руб. в месяц придется тратить на опил.

На лечение лошадей следует заложить по 200 руб. в месяц на каждую. Раз в год животные должны проходить обязательное обследование у ветеринара (2,5 тыс. руб.). Лошадей в прокатах обычно не подковывают — животные ходят по грунтованным дорогам. Копыта периодически необходимо расчищать и подрезать (примерно раз в два месяца). Г-н Ахаминов считает, что лошадь должна каждый год жеребиться: «Иначе у нее портится характер, она становится капризной».

СОВЕТ от конного клуба Faktor:
«Чтобы при покупке проверить качество овса, нужно бросить горсть в ведро с водой. Если на поверхности будет плавать лишь малая часть зерен — покупать стоит. В противном случае овес «пустой».

Какие нужны сотрудники?

Для конюшни из десяти-двенадцати лошадей необходимо два конюха, которые будут за ними ухаживать (кормить, убирать, периодически проезжать их, чтобы те не застаивались). По ГОСТам один конюх может обслуживать до 25 лошадей. Месячная зарплата варьируется от 3 до 8 тыс. руб. Г-жа Лузина рассказала, что в «Тандеме» фонд зарплаты конюхов — 1,5 тыс. руб. с каждой лошади ежемесячно.

Нужны инструкторы, которые будут работать с клиентами. Эти сотрудники контролируют работу конюхов, объезжают молодняк, преподают посетителям азы верховой езды, придумывают маршруты конных походов. Оклад инструктора 8-10 тыс. руб. За конные походы он получает 10% от суммы заказа.

Совет от конного клуба ­«Темная лошадка»:
«В конюшни периодически обращаются пресса и телевидение для проведения съемок. Отказываться не стоит — такое сотрудничество дает хороший приток клиентов».

Когда окупятся вложения?

Эксперты рекомендуют продвигать конный клуб через два канала — Интернет и объявления в печатных СМИ. Клубы делают сайты-визитки, где выкладывают фотографии лошадей, указывают стоимость услуг. Г-н Макаров советует разместить объявление о конюшне на городском портале www.e1.ru в разделах «Отдых» и «Турбазы» (2 тыс. руб.).

Тарас Ахаминов считает, что лучше публиковать строчные объявления в «Быстром курьере» (400 руб. в месяц) и в журнале «Выбирай» (6 тыс. руб. в месяц). Если конюшню видно с дороги, следует повесить над ней баннер, если нет — поставить указатель на повороте. «У нас висит баннер с указанием номера телефона. И этого хватает, чтобы привлечь посетителей», — делится опытом Елена Лузина. Но лучшая реклама — сарафанное радио. Почти половина клиентов, по оценкам г-жи Селивановой, приходят по рекомендации.

Эксперты говорят, что новой конюшне требуется минимум три месяца, чтобы поток посетителей стал постоянным. После этого одна лошадь в зимний и весенний сезон зарабатывает 15 тыс. руб. (около 10 часов в неделю при 400 руб. за час проката) в месяц, а в летний и осенний — до 20 тыс. руб. (13 часов в неделю). Разница обусловлена тем, что в летний период популярны конные походы (обычно на один-два дня). Их стоимость — от 2,5 тыс. руб. Зимой клиентов на 20-40% меньше, чем летом. Себестоимость содержания одного животного (питание, лечение) плюс зарплата сотрудников — 6,5 тыс. руб., т. е. прибыль конюшня получает только после 22 часов работы на каждую лошадь в месяц. Как рекомендуют участники рынка, в первые три месяца целесообразно снизить стоимость часа проката до 300 руб.

Основная часть клиентов посещают конные клубы с пятницы по воскресенье. Чем дальше конюшня от города, тем меньше у нее посетителей в рабочие дни. Но, как подмечает г-жа Лузина, с опытом работы растет число клиентов, готовых приезжать в любой день. Она рекомендует ввести дифференцированную оплату проката, снизив его стоимость в будние дни. Вложения в конный бизнес окупаются, по мнению экспертов, за три года.

Совет от турбазы «Сказ»:
«В каникулы можно договариваться со школами и детскими центрами об организации отдыха в конном клубе. Они идут на сотрудничество — дети любят лошадей, к тому же это полезно для физического развития».

bonus

Направления для дальнейшего развития

Конюшни обзаводятся дополнительными сервисами. Например, домиками для проживания, баней.
Конный клуб может перерасти в базу отдыха, предлагающую прокат лошадей (это станет дополнительным преимуществом). Такой путь выбрала, например, турбаза «Сказ». Построить домики для отдыхающих планирует «Темная лошадка».
Конюшни обзаводятся дополнительными сервисами. Например, домиками для проживания, баней. Конный клуб может перерасти в базу отдыха, предлагающую прокат лошадей (это станет дополнительным преимуществом). Такой путь выбрала, например, турбаза «Сказ». Построить домики для отдыхающих планирует «Темная лошадка».
Еще один вариант — развитие медицинского направления — иппотерапии (лечение психических расстройств при помощи общения с животными).
Наконец, можно строить сеть. У «Темной лошадки» действует уже три конюшни.
 
детали
На чужих ошибках
 
Сергей Макаров
директор турбазы «Сказ»:

«Я пробовал научить конюхов общению с клиентами — улыбаться, вежливо разговаривать. За счет этого мы хотели сэкономить на персонале. Но в конце концов я пришел к выводу, что ухаживать за лошадьми и общаться с клиентами должны два разных человека. Инструктор должен быть в состоянии вести беседу с клиентами — часто состоятельными людьми — на равных, т. е. иметь соответствующий уровень образования, культуры».
 
Тарас Ахаминов
учредитель коннотуристического клуба «Темная лошадка»:

«Наша самая большая ошибка в том, что мы не стали сразу оформлять в собст­венность нашу землю на озере Таватуй. Земля там дорогая, желающих ее получить — много. Поэтому нам пришлось в течение двух лет защищать наше право собственности в суде. На борьбу ушла значительная сумма денег, которые можно было инвестировать в развитие конюшни».
 
итоги

Цена входного билета

Расчет для конного клуба (десять лошадей), где работают инструктор (зар­плата 10 тыс. руб.) и два конюха (по 7,5 тыс. руб.). С четвертого месяца десять лошадей работают по 44 часа в месяц. Стоимость часа — 400 руб.