Глава: О мечтах, планах и деле жизни Философ: Вы всегда говорите: «Надо действовать по ситуации. Нет никаких абстрактных схем, каждый случай нужно рассматривать в отдельности». Но не грозит ли это
Глава: О мечтах, планах и деле жизни
Философ: Вы всегда говорите: «Надо действовать по ситуации. Нет никаких абстрактных схем, каждый случай нужно рассматривать в отдельности». Но не грозит ли это превращением команды менеджеров в пожарную команду, которая едет туда, где горит? Есть ли у вас если не долгосрочный план, то мечта?
Максим Юрьевич: Бизнес и мечтательность абсолютно несовместимы. Когда есть мечтания, неизбежны разочарования. Некоторые настолько поглощены мыслями о девушке своей мечты, о прекрасном принце, что не могут создать семью. Все реальные люди, которые им встречаются, по сравнению с прекрасной мечтой проигрывают. Впрочем, именно такие мечтатели, разочаровавшись, выбирают в качестве спутника жизни первого попавшегося. А планы — это вовсе не мечты.
Психолог: Если к вам придет ктото из ваших работников и спросит, что будет с КОРом через пять лет, вы изложите ему свои планы?
М.Ю.: Я скажу так: «Точно не знаю, что именно будет. Но могу твердо сказать: работая КОРе, вы можете уверенно смотреть в будущее».
Философ: Вы както сказали, что собственный успех оцениваете по полученным результатам — по способности организовать крупное предприятие и управлять им. Тогда и другие оценят ваш успех — поручат вам еще более крупное дело. Но если вы им займетесь, вам надо будет оставить КОР. Чувствуете ли вы ответственность за судьбы тех, кого пригласили работать? Насколько тяжело бремя этой ответственности?
М.Ю.: Есть такая поговорка «Своя ноша не тянет». Я полагаю, что человек должен планировать не бизнес, а свое собственное развитие. Нужно жить своим делом. Быть одним целым со своим коллективом, а вместе — единым организмом. Ответственность, конечно, есть, но она нисколько не тяготит. Ведь не в тягость же человеку собственные руки и ноги. Я живу этим делом. Оно не приложение к моей жизни, а сама жизнь. Вообще, дело надо сравнивать не с машиной, а с ребенком. Родители произвели его на свет, а дальше все зависит далеко не только от них. Но родители должны все сделать для самореализации их ребенка. КОР мало было построить. Надо было наполнить его жизнью — товарными, денежными потоками.
Психолог: Оглядываетесь ли вы по сторонам, есть ли у вас образец предпринимателя? Вот некоторые говорят — я хочу действовать, как Генри Форд.
М.Ю.: У меня было много учителей. Но ведь отвечать за себя я должен всетаки сам. Есть, конечно, у меня собирательный образ, каким должен быть бизнесмен. Есть конкретные люди, в том числе в прошлом, которым бы я хотел показать, чего мы достигли. Но подражать комуто бессмысленно. Каждый видит мир через свою призму, которая особым образом преломляет свет. И если ктото будет навязывать мне свое видение мира, я буду видеть все расплывчато. Если ты живешь своим делом, чтобы самореализоваться, то результат ты можешь оценить только сам…
Философ: Нечто подобное говорил Фридрих Ницше: «Все, что мы делаем, никогда не поймут, а только расхвалят или разругают».
М.Ю.: Иногда ты и сам не можешь оценить процесс. Поймешь только тогда, когда увидишь результат. Такое было и с самими великими людьми. Пушкин, когда закончил «Бориса Годунова», воскликнул: «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!»
Психолог: То есть в процессе действия человека влечет его дело и он не принадлежит себе? Одна великая поэтесса сказала в ответ на вопрос человека, становиться ему писателем или нет: «Если можешь не писать — не пиши». То есть настоящим поэтом может стать только тот, кто просто не может им не быть?
М.Ю.: Да! Вот именно это я и пытаюсь сказать. Если можешь не заниматься вот этим делом — не занимайся им. И команда наша подобрана по тому же принципу — они живут этим делом, а не «занимаются» им.
Философ: Не кажется ли вам, что вы сами себе противоречите? То вы говорите о планах, которые отличаются от нечетких мечтаний, то вдруг утверждаете, что достигнутый результат может вас удивить. Подумайте сами: составил человек четкий план, реализовал его во всех деталях, а результат его так потряс, что он воскликнул: «Ай да Пушкин!»
М.Ю.: Ничуть я себе не противоречу. Меня в институте учили так: когда чтото делаешь, сначала определи погрешность, а после — результат. Если вы допускаете погрешность весьма приблизительно, то и смысла в нем нет. Но это вовсе не означает, что результат можно заранее определить точно — не только в поэзии, но и в технике.
Психолог: А как часто вы определяете эту погрешность? И можете ли оценить результат прежде, чем он достигнут, пусть даже и с некоторой погрешностью?
М.Ю.: Именно потому, что дело — живое, именно потому, что оно развивается само, а не только по моей команде, все погрешности и результаты надо определять каждый день. Закончи все свои дела сегодня — и подведи черту. А завтра начни с чистого листа.