«В целом доступ к финансовым ресурсам по-прежнему один из ключевых пунктов при обсуждении алгоритмов развития малого бизнеса».
Шансы выжить есть всегда, даже если поставлен смертельный диагноз. Но, при условии, что больной сам не впадет в уныние, а мобилизует внутренние силы. Так и с малым бизнесом. Только объединение и усилие большинства, консолидированное профессиональное отстаивание собственной позиции по ключевым вопросам может позволить в кратчайшие сроки создать действительно системную и широко распространённую сеть малого бизнеса. Я нарочно употребляю выражение «сеть», поскольку именно сетевой ритейл заместил те ростки малого бизнеса, которые пробивались сквозь кризисы и бесконечные ветра перемен.
Вопрос, способен или нет малый бизнес вытянуть российскую экономику на своих плечах, на мой взгляд, не совсем корректен. Достаточно вспомнить 90-е, когда без формулировки «малый бизнес», но с огромным энтузиазмом и желанием получить результат предприниматели вытянули на себе тотальный рост безработицы, нехватку средств в бюджете и социальные невзгоды.
Законодательство России требует усовершенствования, это факт очевидный. Например, наша организация «Деловые люди» является идейным вдохновителем закона «О франчайзинге». На сегодняшний день этот сектор бизнеса регулируется только 54 ст. ГК РФ, отсутствует даже понятийный аппарат, который может быть закреплен только в федеральном законе. Множество предпринимателей в связи с такой «прорехой» в законодательстве попадаются на удочку мошенников или недобропорядочных представителей бизнеса. Другой вопрос, что некоторые законы, принятые еще в начале 2000-х, не обсуждались с предпринимателями, ведь тогда не существовало практики нулевых чтений или прохождения обязательной процедуры публичного обсуждения. На мой взгляд, эти законы, например 271-ФЗ «Закон о рынках», 381-ФЗ «О торговле», 209-ФЗ «О малом бизнесе», требуют немедленной корректировки уже в новых реалиях.
Самым провальным, по оценкам наших экспертов, является принятие торгового сбора, этот неналоговый платеж был внесен в налоговый кодекс. Привожу его в пример, потому что считаю, что убийственным для предпринимателей в законодательной базе являются не сами законы, а наличие высокой фискальной нагрузки и административные барьеры в правоприменительной практике. Из положительного – безусловно, введение патентной системы налогообложения, это стало прорывом в создании простых и понятных правил ведения бизнеса, что позволит легализовать огромную армию физических лиц, осуществляющих до того свою деятельность в серых и черных схемах, а проще в гаражах и подвалах.
В целом доступ к финансовым ресурсам по-прежнему один из ключевых пунктов при обсуждении алгоритмов развития малого бизнеса. Высокая ключевая ставка не позволяет банкам снижать ставки по кредитам. Еще более проблематичным является высокий процент невозврата денежных средств, в связи с нестабильной экономической обстановкой в целом и постоянно колеблющимся курсом рубля. Проще говоря, внутри банков существуют дополнительные административные барьеры для представителей малого бизнеса, сводятся они к тому, что банки в попытке защитить себя от убытков предъявляют завышенные требования к получателям кредитов. Банкиры в том числе и по этой причине грустно рапортуют о снижении объемов выдачи кредитов, в среднем зафиксировано падение на 35% в начале 2016 года в сравнении с аналогичным периодом 2015.
Со стороны государства есть желание упорядочить, разложить по полкам и систематизировать сектор малого бизнеса. Порой попытки отрегулировать приводят к зарегулированию и затягиванию гаек, сильнейшим перекосам при исполнении. Выстроенная система материальной поддержки не столь эффективна, как планировали, поскольку похожа на простое перекладывание яиц из одной корзины в другую.
Посудите сами, одни должны оплатить высокие налоги и выплатить в казну государства все неналоговые платежи, а другие получают эти же деньги в виде субсидий на поддержку и развитие. Эта система повышает коррупционную составляющую, ставит в неравные условия представителей одной и той же отрасли, осуществляющих свою
предпринимательскую деятельность в рамках одного субъекта, создаёт неконкурентную среду.
Орфография и пунктуация автора сохранены