эксперты Татьяна Габдуллина директор клиники «Эстетика» Ксения Кречко главный врач клиники «Интегри» Милана Муравьева директор клиники «Жернетик-Жанейро» Марина Плоткина главный врач клиники совр
эксперты
Татьяна Габдуллина
директор клиники «Эстетика»
Ксения Кречко
главный врач клиники «Интегри»
Милана Муравьева
директор клиники «Жернетик-Жанейро»
Марина Плоткина
главный врач клиники современной косметологии «Эсти Лайн»
Илья Попов
директор клиники «Интегри»
Марина Шапоренко
заместитель директора Центра косметологии и пластической хирургии
Сколько мужчин посещают клиники
Приносят ли доход обучающие центры при клиниках
Для чего нужны диспорт-вечеринки
Екатеринбургский рынок косметологических услуг принимает цивилизованный вид: по оценке экспертов, еще год-два назад некоторые салоны использовали серые лечебные препараты. Их ввозили нелегально, товар не сертифицировали. Это позволяло значительно удешевить процедуры. Сейчас контрафактная косметика практически не встречается. «У организаций, которые раньше применяли серые схемы, появилось желание работать легально, — отмечает ИЛЬЯ ПОПОВ, директор клиники «Интегри». — Они предпочитают платить таможенные пошлины, проходить сертификацию, даже несмотря на то, что цена товара от этого увеличивается». Происходящие изменения г-н Попов объясняет, с одной стороны, ростом информированности потребителей косметологических услуг. Клиенты знают, что все привезенные лечебные препараты должны иметь сертификаты, часто просят показать документы. В то же время клиникам не приходится экономить — высокий спрос избавляет от необходимости делать ставку на низкие цены. Пациенты стремятся получить эффективные и безопасные услуги и готовы дорого за них платить.
В Екатеринбурге, как оценивают эксперты, действует около десяти косметологических клиник, имеющих медицинскую лицензию. Они делятся на сетевые (Linline, «Клеопатра» и др.) и несетевые (Центр косметологии и пластической хирургии, «Эсти Лайн» и др.). Первые в основном работают с препаратами и оборудованием одного косметологического бренда, вторые — на мультибрендовой основе. Большинство клиник сосредоточено в центре города — там, по словам операторов рынка, выше спрос. Медицинские учреждения предлагают услуги по трем направлениям: терапевтическое (лечение кожи, например: устранение угревой сыпи, процедуры омоложения), эстетическое (уход за кожей лица и тела) и хирургическое.
За 2006 г. новые игроки на екатеринбургский рынок не вышли, заключают операторы. МАРИНА ПЛОТКИНА, главный врач клиники современной косметологии «Эсти Лайн», считает, что крупных местных учреждений в ближайшее время в городе, вероятно, не появится. Экспансии из Москвы или Питера, по ее мнению, тоже ожидать не стоит: клиники просто не смогут сформировать штат докторов. «Существует огромный дефицит квалифицированных кадров, — объясняет Марина Плоткина. — Чтобы чувствовать кожу, необходимо пройти интернатуру по дерматовенерологии, поработать дерматологом, приобрести опыт в косметологии. Таких людей в Екатеринбурге очень мало».
Г-жа Плоткина рассказывает, что местные клиники пытались решить проблему, приглашая именитых столичных и зарубежных докторов. Однако спрос оказался невысоким — пациенты опасались, что врач уедет и контролировать процесс реабилитации будет некому. «Приглашать специалистов стоит только для передачи опыта и обучения новым технологиям», — заключила Марина Плоткина.
Местный косметологический рынок еще не заполнен, на нем есть свободные ниши. Г-жа Плоткина насчитала как минимум две. Первая — в сфере аппаратных методик терапевтической косметологии. «Появились косметологические аппараты нового поколения. Их можно использовать, например, для нехирургической подтяжки лица. Однако пока нет информации об их эффективности. А высокая стоимость оборудования и расходных материалов делает эти процедуры либо очень дорогими, либо низкорентабельными», — считает Марина Плоткина. Также, по ее мнению, на рынке Екатеринбурга не хватает современных лазерных установок для лечения проблем кожи, сосудов и т. д.: «Такие аппараты представлены пока только в одной местной клинике. Развитие этого направления сдерживает высокая стоимость качественного оборудования, даже в лизинг покупать его дорого». Вторая ниша — пластическая хирургия. Г-жа Плоткина: «В этом сегменте перспективны методы, не требующие длительной реабилитации. Люди бизнеса редко могут себе позволить отсутствовать на работе более двух недель».
МАРИНА ШАПОРЕНКО, заместитель директора Центра косметологии и пластической хирургии, отмечает дефицит ряда услуг в области терапевтической косметологии. «Клиникам выгодно работать с дорогостоящими процедурами по омоложению, — убеждена она. — В то же время огромная доля обращений в терапии приходится на лечение угревой болезни. Потребители этой услуги — школьники и студенты, поэтому ее стоимость не может быть высокой. А процедуры проводят квалифицированные врачи — дерматологи, прошедшие специализацию в косметологии. Получается, что спрос есть, но клиникам неинтересно работать в этом секторе с коммерческой точки зрения».
Костяк аудитории косметологических клиник составляют женщины от 35-40 лет. Это возраст, когда становятся заметны морщины на лице. Но в последнее время состав пациентов стал меняться. Все чаще в клиники приходят 20-летние девушки, желающие начать профилактику старения. Также все эксперты отмечают рост обращений со стороны мужчин. «Это даже можно назвать тенденцией — мужчины стали больше следить за собой», — рассказывает КСЕНИЯ КРЕЧКО, главный врач клиники «Интегри».
По наблюдению специалистов, из всего перечня эстетических и терапевтических услуг представители сильного пола предпочитают педикюр, устранение избыточного увлажнения, угревой сыпи на лице, лечение выпадения волос. Марина Шапоренко отмечает интерес мужчин к высокотехнологичным услугам: «Они ходят на безыгольную мезотерапию, которая привлекает их сочетанием эффективности, безболезненности и отсутствия следов. Охотно прибегают к фототерапии врастающих после бритья волос». Г-жа Шапоренко отмечает рост интереса мужчин к пластической хирургии: «В 2006 г. в Центре косметологии и пластической хирургии на мужчин пришлось 17% от общего числа обращений к пластическим хирургам, в 2005 г. было 12%».
МИЛАНА МУРАВЬЕВА, директор клиники «Жернетик-Жанейро», рассказывает, что в западных странах популярны специализированные салоны для мужчин: «Сильный пол считает, что кремы, препараты для них должны быть не такими, как для женщин, мужчины хотят видеть специализированную косметику». Но, на ее взгляд, создавать подобные клиники в Екатеринбурге пока экономически невыгодно: «Среди посетителей стало больше мужчин, но по сравнению с женщинами их все равно еще мало. Хорошо, если в клиентской базе доля представителей сильного пола составляет 5-10%». Как подчеркнула г-жа Муравьева, мужчины приходят на прием вслед за своими женами. ТАТЬЯНА ГАБДУЛЛИНА, директор клиники «Эстетика», объясняет рост обращений мужчин в косметологические учреждения усилившейся конкуренцией на рынке труда: «Если человек хочет занимать статусное место, то он должен соответствовать жестким критериям, среди которых внешность играет не последнюю роль».
Косметологические клиники делают ставку на аудиторию со средним достатком и выше. Милана Муравьева уверена, что ориентироваться стоит на VIP-клиентов: «Наиболее доходное направление работы для нас — процедуры омоложения, они же и самые дорогие. Стоимость одной процедуры от 3 до 15 тыс. руб., а весь курс обходится примерно в 50-100 тыс. руб. При этом через полгода-год его надо повторить». Татьяна Габдуллина, наоборот, полагает, что клиникам выгоднее работать со средним классом: «Многие уже пересмотрели политику и не ориентируются исключительно на элиту, потому что сейчас повысилось число обращений людей со средним уровнем дохода. Они заказывают недорогие процедуры, но по мере увеличения уровня зарплат поток таких клиентов будет расти».
Пока острой конкуренции на рынке косметологических услуг нет. Тем не менее каждый из игроков активно борется за расширение клиентской базы. В «Эстетике» считают эффективным привлекать посетителей с помощью активной рекламной кампании: название этого медицинского учреждения часто упоминается в СМИ и в наружной рекламе. В «Интегри» полагают, что из-за перегруженности транспортных магистралей в Екатеринбурге реклама принесет отдачу, если она ориентирована на клиентов, живущих или работающих рядом с клиникой. Ксения Кречко: «Выигрывают те, кто располагается внутри жилого массива или рядом с ним — в месте, куда можно добраться без пробок».
В «Эсти Лайн» считают перспективной новую форму презентации косметологических услуг — тематические вечеринки. «В этом году впервые в Екатеринбурге клиника провела диспорт-вечеринку — популярный на Западе способ информирования клиентов. В непринужденной фуршетной обстановке собираются доктора, представители аудитории. Специалисты рассказывают о препарате, показывают результаты его применения», — поясняет Марина Плоткина. По ее мнению, польза от таких мероприятий в том, что клиенты могут непосредственно задать вопросы и убедиться в эффективности и безопасности метода.
Косметологические учреждения диверсифицируют свой бизнес. Большинство из них не только оказывают медицинские услуги, но и продают средства косметических линий и оборудование, на которых работают, будучи эксклюзивными дистрибьюторами по УрФО или Уралу и Сибири. Сначала специалисты клиник сами ездили на стажировки к поставщикам, а в последнее время стали открывать учебные центры на собственной базе. В частности, в феврале 2006 г. в «Жернетик-Жанейро» появился учебно-методический центр «Эстет-косметикс». «Чтобы бизнес был стабилен, необходимо развивать три-пять направлений, — считает Милана Муравьева. — Комплексный подход дает синергетический эффект. Наряду с клиникой у нас есть офис оптовых продаж. Чтобы увеличивать сбыт, необходимо учить специалистов работать на этих препаратах. Поэтому мы решили открыть учебный центр». Курс рассчитан на косметологов Екатеринбурга и Свердловской области. По данным «ДК», в 2007 г. еще одна клиника планирует запустить обучающий центр. Однако руководство медицинского учреждения предпочитает не разглашать планы, пока не получены все разрешительные документы.
В «Интегри» такой центр появился около двух лет назад. Клиника имеет право продавать франшизы одноименной итальянской корпорации и с помощью обучения продвигает торговую марку на Урале и в Сибири. Илья Попов: «Обучение никогда не имело исключительно коммерческий характер. Оно платное, но стоимость курса небольшая — надо же вознаграждать работу тех, кто преподает». Аудитория центра — доктора из других городов России — заинтересована в открытии клиник «Интегри» по франчайзинговой схеме. «Потребительский спрос в населенных пунктах Свердловской области еще недостаточно высок, чтобы клиника быстро окупалась. Поэтому мы обращаем внимание на российские города с населением от 500 тыс. человек или поменьше, но с высоким уровнем жизни. Например, недавно мы открыли клинику в Салехарде», — делится опытом г-н Попов.
Екатеринбургские косметологические клиники планируют расширяться. Часть игроков («Интегри», Linline) использует для этого франчайзинговые схемы, остальные операторы рынка предпочитают просто увеличивать площадь медицинских учреждений. К примеру, «Эсти Лайн» в этом году рассчитывает переехать в новое помещение. Здание уже построено, ведутся отделочные работы. Площадь клиники увеличится более чем в два раза. Марина Плоткина: «Теперь мы сможем оказывать клиентам весь спектр косметологических услуг — эстетических, терапевтических и хирургических».
Укрупнится в 2007 г. и Центр косметологии и пластической хирургии. Марина Шапоренко: «Здание клиники подросло на два этажа. За счет введения новых площадей в косметологическом отделении к нынешним трем кабинетам врачей-дерматокосметологов добавится еще один, откроются дополнительные кабинеты с процедурами по коррекции фигуры, появятся и совершенно новые услуги». Произойдут изменения в отделении пластической хирургии. «У нас четыре операционные и шесть хирургов. Несмотря на это, пациентам приходится ждать, чтобы прооперироваться», — сообщает г-жа Шапоренко. Очередь возникает из-за нехватки палат в стационаре, поэтому в нем удвоят количество мест.
Руководители клиник не сомневаются, что затраты на расширение себя оправдают: директора прогнозируют стабильное увеличение спроса на косметологические услуги и связывают его с ростом доходов населения, увеличением роли внешности в обществе. Уже сейчас на некоторые процедуры клиентам приходится записываться минимум за неделю.