R1 презентовали в 2014 г., тогда он произвел фурор на выставке ИННОПРОМ. Вскоре стало известно, что наладить массовое производство трамвая невозможно.
Гендиректор корпорации «Уралвагонзавод» Александр Потапов в интервью РБК назвал «не технологичным» футуристичный трамвай R1, представленный УВЗ на ИННОПРОМе в 2014 г. Глава корпорации также отметил, что супертрамвай никогда не выйдет на линию:
Как концепт, он, конечно, красавец. Как трамвай, к сожалению, нетехнологичный. Помимо внешней стороны есть внутренняя — это производство. Плюс с точки зрения безопасности к нему большие претензии: передняя часть скошена в обратную сторону. Выглядит это красиво, но не дай бог произойдет наезд на пешехода.
Вместимость R1 может варьироваться от 190 до 270 человек, а количество сидячих мест — от 28 до 50. Как говорили в корпорации, в создании R1 участвовали дизайнеры спорткара Marussia, трамвай на 99% придуман и сделан в России, а его производство обходится дешевле, чем у конкурентов из Европы. Цена одного трамвая была заявлена на уровне 1 млн евро.
Ранее госкорпорация «Ростех» отказалась от планов выпускать инновационный трамвай Russia One (R1), который стал хитом выставки ИННОПРОМ в 2014 г. — тогда разработка Уралвагонзавода получила прозвище «IPhone на рельсах» за футуристичный дизайн и массу опций. Серийное производство осложняется сложным ремонтом и невозможностью изготовления ходовой части трамвая.
После презентации R1 в 2014 г. дизайнер Артемий Лебедев написал разгромный отзыв о концепте трамвая, назвав его «мясорубкой»:
Это трамвай-убийца, трамвай-мясорубка. Категорически нельзя делать форму с таким наклоном кабины и приподнятым носом. Даже случайно задетый прохожий будет отправлен автоматически под колеса. Вспомните, как выглядят отбойники на паровозах и электровозах — как усы у товарища Сталина. Это чтоб минимизировать жертвы. Так что оценивать этот дизайн можно только тогда, когда его реально выпустят на улицу.
Александр Потапов добавил, что УВЗ планирует нарастить производство других моделей трамваев:
У нас успешно развивается направление по трамваям. Если мы в прошлые годы делали единицы, то уже в 2018 году было выпущено достаточно большое количество. В этом году мы поставили задачу выпустить около 100 трамваев — увеличиваем количество почти в два раза. На этом мы не останавливаемся. Считаем, что с Фондом развития промышленности или ВЭБом надо развивать это направление. Сейчас отрабатываем инвестиционный проект по расширению производства трамваев. У нас более 9 тыс. трамваев в стране — рынок огромнейший. Но возникает вопрос возможностей финансирования муниципальных образований.
фото: Игорь Черепанов