Меню

Кредит с элементом аренды

Транспорт интересен лизинговым компаниям как самый ликвидный из всех возможных объектов. Компания «Каркаде», предлагающая в Польше полный спектр лизинговых услуг, в России специализируется на авт

Лизинговые компании Свердловской области, принявшие участие в ТОП-листе «ДК», в прошлом году профинансировали сделок на $61, 6 млн — прирост по сравнению с 2003 г. составил 96 % . Постепенно предприятия начинают работать с коммерческой недвижимостью — самым рискованным объектом лизинга. В остальном предпочтения операторов рынка почти не поменялись — больше других их интересуют сделки с транспортом.

Транспорт интересен лизинговым компаниям как самый ликвидный из всех возможных объектов. Компания «Каркаде», предлагающая в Польше полный спектр лизинговых услуг, в России специализируется на автомобилях. По данным «Эксперт РА», только 1 из 10 лизингодателей УрФО не работает в этом сегменте. У 10 из 16 фирм-участников ТОП-листа «ДК» транспорт доминирует в портфеле текущих сделок. Денис Иванов, директор Уральского филиала компании EUROPLAN: Чем выше ликвидность предмета лизинга, тем ниже риски компании. Вторичный рынок транспорта хорошо развит: продать автомобиль через 2-3 года — не проблема Транспортные средства — прозрачный и понятный предмет для финансирования. Кроме того, государственная регистрация автотранспорта, как уверяет генеральный директор группы компаний «Ураллизинг» Андрей Истомин, дает дополнительные гарантии того, что лизингополучатель не исчезнет вместе и имуществом.

Лизинг автомобилей можно назвать и самым прогрессивным направлением. В 2004 г. две фирмы — «Каркаде» и «Ураллизинг» — предложили екатеринбуржцам лизинг автотранспорта под 0%. Владельцы автосалонов получают скидки от дистрибьюторов на некоторые марки машин. Это и позволяет им продавать транспорт, используя лизинговые схемы, по ценам автосалонов. Вениамин Кабалдаев, директор представительства «Каркаде» в Екатеринбурге, утверждает, что несколько операторов рынка собираются заниматься оперативным лизингом, при котором клиент не выкупает машину, а только ее арендует и по окончании срока договора возвращает лизингодателю.

Чаще всего лизингополучатели интересуются классической схемой, которая предполагает выкуп имущества по окончании срока договора. Вениамин Кабалдаев: Мы при каждой встрече объясняем руководителям предприятий, что такое лизинг. Спрос на новые виды лизинга встречается крайне редко, и только от очень грамотных клиентов — как правило, представительств международных компаний, крупного бизнеса. По наблюдению Андрея Артемова, директора ООО «Холдинг», учрежденного СУАЛом, оперативный лизинг интересует лишь 2% клиентов, обращающихся в его фирму.

На втором месте по популярности после автотранспорта — лизинг оборудования. В эту категорию попадают кА сделки по оснащению небольших магазинов на 100 тыс. руб., так и многомиллионные контракты с машиностроительными заводами. По данным Родиона Ямалова, директора ООО «Спрэд», 90% сделок лизинговых компаний СКБ-Банка приходится на автотранспорт, но по объему привлеченных средств лидирует оборудование для крупных промышленных предприятий: Например, недавно мы провели сделку на 4 млн евро. Один такой контракт перекрывает все договоры по автотранспорту.

Постепенно развивается лизинг компьютеров и оргтехники. Еще полгода назад, по свидетельству специалистов, опрошенных «ДК», такие сделки были невыгодны — техника слишком быстро обесценивается. Сегодня ПК в лизинг — уже не редкость, иногда даже с программным обеспечением. Андрей Истомин: Многие предприятия стали обновлять свои компьютерные парки, суммы некоторых сделок достигают 1 млн руб. ПК, конечно, быстро дешевеют. Но договоры, как правило, укладываются в год. К тому же клиент сразу вносит аванс — 30%.

Обходные маневры

Самым проблемным объектом лизинга остается недвижимость. Специалисты компании EUROPLAN подсчитали, что покупка офиса в лизинг обойдется дешевле аренды. К тому же по окончании договора помещение перейдет в собственность клиента. Вроде бы и спрос на такие услуги есть — в «Ураллизинг», например, с подобными вопросами обращаются 1-2 клиента в месяц. Свою первую сделку компания заключила как раз по лизингу недвижимости. «Ураллизинг» помог своему клиенту купить автозаправочную станцию в одном из областных городов. Но, как уверяет Андрей Истомин, договоры на покупку зданий пока единичны: В Екатеринбурге финансировать приобретение недвижимости мешают запутанные земельные отношения. Часто не понятно, кому принадлежат права на землю — городу или области. Оформление аренды или права собственности может растянуться на целый год. Финансировать такую сделку и ждать, пока недвижимость можно будет оформить в залог, не согласится ни один банк. В областных городах, говорят специалисты, работать легче, но там гораздо ниже спрос.

Главное препятствие для развития лизинга недвижимости —10-летний срок амортизации объекта. Это слишком много — как раз столько существуют старейшие российские лизинговые компании. Заключать сделки на такое длительное время опасаются и банки, и лизингодатели, и их клиенты. Подавляющее большинство договоров заключаются не более чем на 5 лет. Денис Иванов: За пять лет купленное здание не амортизируется, и клиенту приходится платить налоги. Проблему можно решить, заключив долгосрочный контракт с неравномерными платежами — чтобы основные выплаты пришлись на первые 3-5 лет. Формально такая схема вполне законна, но, судя по опыту Москвы, может вызвать претензии со стороны налоговой инспекции — договор напоминает сделку купли-продажи.

Лизинговые компании, несмотря на многочисленные препоны, все же пробуют подступиться к рынку недвижимости. Андрей Истомин утверждает, что в настоящее время его фирма прорабатывает несколько сделок и ведет консультации с банком. Один из договоров уже составлен — его подпишут, как только клиент соберет необходимые документы. Сделки по приобретению помещений финансируют EUROPLAN, «Спрэд», «Инторгкомплект», Объединенная лизинговая компания и «Внешлизинг». В 2004 г. в Каменске-Уральском появилась компания «Риэл-лизинг», которая заявила, что будет специализироваться исключительно на недвижимости. В ее создании участвовала фирма «Холдинг». Андрей Артемов: Мы долго искали партнера, чтобы сделать свои услуги комплексными, предлагать «лизинг под ключ» — покупать цех и оборудовать его техникой. Мы посмотрели на технологии «Риэл-лизинга», они нас устроили, плюс передали кое-что из своих наработок. Компания рассчитывает работать со старыми объектами, амортизировать которые можно будет за 3-5 лет. Андрей Артемов утверждает, что первая сделка по покупке производственного помещения уже почти оформлена.

Конкуренты говорят, что будут наблюдать с интересом за работой «Риэл-лизинга», но оценивать шансы  на успех не берутся. Сомнение у них вызывает  спрос на коммерческую недвижимость в областных городах.

По праву первой встречи

Основные показатели деятельности лизинговых компаний — количество сделок и объем профинансированных средств — стабильно растут уже несколько лет. Андрей Истомин: В 2000 г. у нас в портфеле было 5 операций, сейчас — порядка 300 действующих договоров. И объем за пять лет тоже существенно увеличился — с $100 тыс. до $15 млн. Основной всплеск пришелся на последние три года. Половина компаний, участвовавших в ТОР-листе «ДК», появились в Екатеринбурге после 2001 г. Андрей Истомин: Сейчас очень благоприятное время для вложения средств в лизинг — экономика растет, развивается строительство, торговля, везде требуются основные средства, оборудование, автотранспорт. По оценке руководителей лизинговых фирм, быстрее всего увеличивается спрос на дорожную, строительную технику и грузовой автотранспорт. Активизировались крупные заводы, появились клиенты, использующие лизинг для покупки целых промышленных комплексов. С подъемом строительного рынка выросло количество заявок от предприятий добывающих отраслей до производителей стройматериалов и проектных организаций. Но о конкуренции говорить пока не приходится. Вениамин Кабалдаев: Если считать конкуренцией то, что заставляет работать лучше, быстрее, эффективнее, то ее пока нет. Есть какая-то борьба за отдельных клиентов. Интересы лизинговых компаний сталкиваются только при работе с крупными предприятиями. Об охвате рынка можно судить, например, по доле лизинговых сделок в структуре продаж автомобилей. Денис Иванов: В кредит продается 30% от общего объема легковых машин, а в лизинг —3%. Вот и сопоставьте. Лизинговые компании не столько между собой конкурируют, сколько с банками. По оценке специалистов «Каркаде», емкость екатеринбургского рынка автолизинга — $2 млн в месяц.

Пока лизинговые компании «формируют рынок», и клиента получает тот, кто первый рассказал ему о лизинге и объяснил преимущества этого способа финансирования. Большинство опрошенных «ДК» экспертов согласились с тем, что активно работающих лизинговых фирм в Свердловской области еще мало. Родион Ямалов утверждает, что иногда компаниям даже приходится отказывать клиентам — не хватает ресурсов. Вениамин Кабалдаев придерживается прямо противоположной точки зрения и указывает на опыт Восточной Европы: В Польше всего три лизинговых компании. А в России их порядка 4 тыс. По прогнозу г-на Кабалдаева, в Екатеринбурге должно остаться не более 10-15 фирм.

Рынок пополам

По разным оценкам, сегодня в Свердловской области насчитывается 15-20 активно работающих лизинговых компаний. Но в целом их гораздо больше. Родион Ямалов: Лизинг — это механизм, и кто его использует, тот и лизинговая компания.

Сказать точно, сколько лизинговых фирм предлагает свои услуги в Свердловской области, никто не берется. Лицензирование этой деятельности отменено в 2002 г. Саморегулируемых организаций, как у риэлторов или аудиторов, у лизингодателей нет. По данным Международной финансовой корпорации (IFC), на конец 2001 г. в России насчитывалось 1825 компаний, получивших лицензию на этот вид деятельности. Но реально работающих среди них, по оценке IFC, лишь 25-30%. Остальные создавались для разовых сделок или закупки оборудования для своих учредителей.

IFC делит операторов рынка на три категории. Первая и самая многочисленная — фирмы, учрежденные при банках. На их долю приходится около 60-70% рынка Свердловской области. Свою лизинговую компанию имеет практически каждое кредитное учреждение, а некоторые даже две-три. Родион Ямалов: Клиентам, которые работают на упрощенном налогообложении, удобно сотрудничать с лизингодателем, только если он «сидит на упрощенке». Для них и создают отдельные фирмы. К тому же, имея несколько карманных компаний, банк может обойти норматив достаточности капитала на одного заемщика.

Второй тип — лизинговые фирмы, созданные крупными предприятиями или промышленными холлдингами для обслуживания собственных интересов. Денис Иванов: Любой холдинг, крупная организация либо уже имеет, либо скоро откроет лизинговую компанию. Зачем платить налог на прибыль, если можно направить деньги в свою же фирму, модернизировать основные фонды да еще и получить налоговые льготы? На открытом рынке такие организации обычно не работают. Хотя есть и исключения — компания «Холдинг», по словам Андрея Артемова, на 40% ориентируется на малый и средний бизнес, и лишь 60% ее портфеля приходится на корпоративные сделки.

Кроме того, во вторую группу входят компании, учрежденные при производителях оборудования, транспорта или крупных поставщиках. Они специализируются на определенном виде имущества. Их цель — продвижение конкретной марки оборудования или автотранспорта. Андрей Истомин: КАМАЗ-лизинг иногда, конечно, покупает оборудование для своих клиентов, но это для них, скорее, экзотика. Узкоспециализированные компании часто предлагают клиентам целый ряд дополнительных услуг — доставку, монтаж оборудования, наладку, обучение персонала и даже сервисное обслуживание. Так работает, например, «Пумори-лизинг».

Иногородние банковские компании и фирмы при поставщиках могут оказывать услуги в Свердловской области, не открывая региональных представительств — через местные филиалы кредитных учреждений и региональных дилеров. Например, с 2005 г. «Уралсиб-лизинг» обслуживает клиентов через екатеринбургский филиал одноименного банка. Денис Иванов: Уральское представительство «Вольво Трак Корпорейшн» предлагает покупателям грузовых автомобилей лизинг, причем как сторонних компаний, так и своей фирмы, находящейся в Москве.

Самая малочисленная группа — независимые лизинговые компании. По мнению Дениса Иванова, таких в Екатеринбурге всего две — «EUROPLAN» и «Каркаде». Это представительства крупных компаний с иностранным капиталом. Обе компании свободны в выборе как источника финансирования, так и поставщика оборудования. К независимым лизингодателям многие эксперты относят и «Ураллизинг». 

Фирм, зарегистрированных в Екатеринбурге, сегодня примерно столько же, сколько иногородних. В областных городах, по словам Андрея Артемова, влияние компаний из других регионов вообще не ощущается. За последние полтора года филиалы и представительства в Екатеринбурге открыли «Каркаде», «РГ Лизинг», Объединенная лизинговая компания и «Балтийский лизинг». Большинство предприятий, занимающих ведущие позиции на российском рынке, в Свердловской области еще не представлены. Для «Каркаде» Екатеринбург стал 5 региональным городом, где компания открыла представительство. Здесь велика доля крупных предприятий, — объясняет Вениамин Кабалдаев, — у них, как правило, уже есть свои лизинговые компании или налаженные схемы финансирования через зарубежных партнеров. А малый и средний бизнес в Екатеринбурге развит меньше чем в других регионах.

Пока Объединенная лизинговая компания, лидирующая среди иногородних организаций по объему профинансированных средств, заняла лишь 9 место в ТОП-листе «ДК». Но экспансия федеральных игроков еще впереди. Добравшись до Среднего Урала, эти компании сразу переходят к активным действиям. Так, например, «Каркаде», специализирующаяся на лизинге автотранспорта, уже сотрудничает практически во всеми автосалонами. Вениамин Кабалдаев: Мы ожидаем прихода таких «монстров», как «Райффайзен-лизинг», «КМБ-лизинг», успешно работающих в других городах. Местным компаниям будет тяжело с ними бороться — фирма «Номос-лизинг», появившись в Перми, сразу же получила около 30% рынка. О своих планах открыть в Екатеринбурге  в 2005 г. филиал лизинговой компании заявила и финансовая корпорация «Уралсиб».

Эксперты отмечают, что значительно активнее стали работать на открытом рынке местные «банковские» лизинговые фирмы. Чаще всего они упоминают дочерние предприятия СКБ-банка, банка «Северная казна», Уралвнешторгбанка, коммерческого банка «Гран» и Уральского Банка Реконструкции и Развития. Денис Иванов: Им надо средства размещать, деньги зарабатывать, а доходность везде падает. Самый выгодный инструмент для любого банка — кредитование. В последнее время все принялись выдавать потребительские кредиты. Следующим этапом, видимо, будет поголовное увлечение лизингом.

Кредитные учреждения не скрывают, что рассматривают лизинг как новый перспективный инструмент для вложения средств. Евгений Сперанский , ведущий экономист УБРиР, утверждает, что банк в течение 2005 г. планирует перейти от простой рекламы лизинговых услуг к «к методам активных продаж». Рано или поздно конкуренция на рынке усилится, и тогда, считает Денис Иванов, лизинговые компании должны будут разрабатывать узкоспециализированные или, наоборот, массовые продукты — упрощенные типовые схемы финансирования, как при потребительском кредитовании.

Распределение количества лизинговых компаний по регионам России в 2004 г., %

Уральский ФО 8%

Сибирский ФО 6%

Северо-Западный ФО 15%

Приволжский ФО 18%

Дальневосточный ФО 4%

Южный ФО 3%

Центральный ФО 46%

Источник: «Эксперт РА»

Распределение лизинговых сделок по регионам России (в % и в $ млн)

Уральский ФО 9% (464)

Сибирский ФО 8% (410)

Северо-Западный ФО 19% (1033)

Приволжский ФО 19% (991)

Дальневосточный ФО 6% (326)

Южный ФО 7% (384)

Центральный ФО 32% (1672)

По количеству зарегистрированных в регионе лизинговых компаний, как и по объему профинансированных сделок, Уральский федеральный округ занимает четвертое место по РФ, значительно отставая от Центрального, Северо-Западного и Приволжского округов.