«Не боритесь с Богом и церковью». Православные активисты выступили против восстановления масштабного арт-объекта, который был поврежден из-за несогласованности действий чиновников.
Православные активисты вышли на площадь Первой Пятилетки, выступая против восстановления супрематического креста, который нарисовал художник Покрас Лампас.
Сам художник в ходе пресс-конференции, где он участвовал в формате видео-связи, назвал попытки связать его работу с оскорблением чувств верующих «манипуляцией». По его словам, крест, изображенный на площади, не связан с религией.
Он не отсылает к РПЦ. Пропорции его не отсылают к крестам на тех же иконах. Мы использовали форму креста, который был выложен на площади. Площадь существует там почти сотню лет, люди ходили, и никого это не возмущает, — заявил Покрас Лампас.
При этом он надеется, что работу все-таки удастся восстановить.
На фото, которые выложила на своей странице в Facebook директор Музея святости Екатеринбургской епархии Оксана Иванова, восемь человек (из них – двое детей) стоят на площади первой Пятилетки, взявшись за руки, в футболках с надписями, из которых складывалась фраза: «Крест — символ победы Христа над твоей смертью. Не растопчи любовь».
Источник фото: страница Оксаны Ивановой в Facebook
Кроме того, люди стояли с плакатами на расстоянии в несколько десятков метров друг от друга в одиночных пикетах. На площади также звучали песнопения.
Источник фото: страница Оксаны Ивановой в Facebook
Один из горожан заявил, что готов закрасить площадь кровью, лишь бы на ней не было креста.
Никаких арт-объектов, просто все одним цветом, чтобы никто не топтался по святыне. Или я могу тоже устроить один арт-объект: я измажу [площадь] кровищей вот этих вот индейцев-сатанистов, здесь такой будет «арт-объект». Прозвенит на всю Россию! Я готов сесть в тюрьму, — сказал мужчина, монолог которого попал на видео.
На встрече в администрации Орджоникидзевского района глава района Роман Кравченко уже заявил, что полиция проводит проверку по факту этих угроз, которые поступили в адрес представителей фестиваля «Стенограффия» на площади Первой Пятилетки.
Организаторы акции уже открестились от этого человека.
А по каким критериям уралмашевский пацанчик с сужеными зрачками именуется православным активистом? Он проводил акции, делал заявления или широко известен в таком качестве? Или все, кто был на площади, но не стенограффия, это православные активисты? А может он был журналист? Или правозащитник? Глава Орджоникидзевского района тоже исповедал себя православным христианином если что, — написала на своей странице в своей странице в Facebook Оксана Иванова (сохранены орфография и пунктуация автора).
Кроме того, она обратилась к СМИ:
Голубчики и душеньки вы мои, журналисты наши дорогие, не боритесь с Богом и Церковью, это на детях нехорошо сказывается, прежде всего, ваших. А зачем? Вы нам целые нужны, в полном креативном здравии. Подумайте об этом.
Напомним, что скандал с работой уличного художника разгорелся в Екатеринбурге в июле. Петербургский каллиграфист Российский художник Покрас Лампас в рамках десятого фестиваля уличного искусства «Стенограффия» создал арт-объект на площади первой Пятилетки в Екатеринбурге — супрематический крест, в который вписана цитата Казимира Малевича. Масштабное граффити рисовали 20 человек в течение четырех дней, работа была полностью согласована мэрией.
Затем коммунальные службы уложили асфальт прямо на недавно законченную работу. Реакция на «благоустройство» последовала от чиновников всех уровней. Губернатор Евгений Куйвашев в своем инстаграм-аккаунте назвал произошедшее возмутительным. Мэр Александр Высокинский обещал «надавать району по ушам». От несогласованности действий чуть не пострадал глава Орджоникидзевского района — сразу же появились сообщения о его возможном увольнении.
Екатеринбургский бизнесмен Илья Борзенков в колонке на DK.RU высказывался, что «история с закрасом Лампаса — лучшее свидетельство скорбного уровня большинства городских управленцев».
Мэр заявил, что работа будет восстановлена. Ожидалось, что Покрас Лампас приедет для этого в Екатеринбург 26 августа. Однако сегодня стало известно, что организаторы фестиваля «Стенограффия» решили взять паузу, чтобы провести переговоры со всеми сторонами, в том числе с православными активистами.
Напомним, что Оксана Иванова уже призывала выступить против этого процесса.
Попирать ногами крест, хоть и в виде граффити, верующим очень смутительно. Как минимум, в таком важном вопросе надо было провести опрос среди жителей района, по результатам которого меньшинство должно подчиниться большинству, — высказывалась она в своей странице в Facebook.
Соцсеть тогда наполнилась комментариями горожан о том, что «крест Лампаса — это наш Сквер-2. Лайт». Добавим, что весной Екатеринбург попал в федеральную повестку из-за протестов против строительства храма в сквере у Драмтеатра.
Обновление. Остановить конфликт вокруг граффити Покраса Лампаса призвал блогер Илья Варламов*.
Сейчас в Екатеринбурге мы видим, как зарождается очередной конфликт и происходит его эскалация. Понятно, ничем хорошим это ни для кого не закончится. И самое опасное в этой ситуации, что все молчат. Молчит руководство РПЦ и все церковные чиновники. Мне как атеисту хотелось бы узнать: вы серьезно считаете, что рисунок в форме креста без малейшего намека на религию является символом веры, по которому нельзя ходить? Может быть, и перекрестки теперь запретим и везде сделаем круговое движение (хорошая идея, кстати)? Должен же кто-то выйти и сказать: «Да, мы считаем, что это недопустимо, и призываем всех выйти на священную войну за наши ценности и сжечь на кострах всех художников!» Или: «Да нет, вроде норм, красиво, а можно нам храм еще расписать так же?», — написал Илья Варламов*.