Новые правила могут изменить взаимодействие Налоговой и предпринимателей. Так, само по себе участие аффилированных лиц в сделке перестанет быть доказательством незаконной схемы.
Новый подход ФНС к налоговым проверкам предпринимателей описан в письме ведомства, пишет РБК. Изменение правил обусловлено вступившими в силу в августе поправками в Налоговый кодекс, в которых впервые описаны признаки незаконных схем ухода от налогов. Прежде ФНС использовала понятие необоснованной налоговой выгоды, чтобы доказать уход от налогов: арбитражные суды определяли, насколько собранные доказательства соответствовали критериям, которые были введены в практику постановлением пленума Высшего арбитражного суда от 12 октября 2006 г. ФНС в письме указала, что правила, отраженные в постановлении пленума ВАС, больше не применяются к новым налоговым проверкам.
Налоговые претензии к компании теперь возможны при следующих основаниях. Главное — нереальность исполнения сделки контрагентом, с которым у предприятия заключен договор. Теперь инспекции ФНС будут внимательно проверять реальность спорной сделки, и для ее опровержения нужно будет доказать, что обязательство по сделке исполнило третье лицо, а не та сторона, что указана в договоре, либо выполнено самим проверяемым налогоплательщиком. Передача исполнения обязательств по сделке не будет подозрительной, если изначально предусмотрена в договоре или допускается законом, но она должна иметь ясную бизнес-цель.
Из-за новых правил суммы доначислений по налогу на прибыль существенно вырастут, сказал изданию руководитель группы разрешения налоговых споров Goltsblat BLP Александр Ерасов.
Кроме того, в ФНС подчеркивают, что теперь при проверках будут собирать доказательства умышленных действий руководителей и учредителей предприятия, направленных на уход от налогов. Для этого налоговые инспекторы должны прежде всего выявить схему уклонения от налогов, например, дробление бизнеса для использования льготных налоговых режимов.
Плюсом нововведений стало указание, что теперь участие аффилированных лиц в сделке само по себе не является доказательством ее незаконности. Такой подход положительно изменит практику взаимодействия налоговых органов и бизнеса, сказал РБК директор группы налоговых споров КПМГ в России и СНГ Антон Зыков.