Меню

Кризис — время навести порядок

Ярослав Савин партнер и руководитель налоговой практики юридической фирмы «Ардашев и Партнеры» МИНУС Все больше клиентов хотят вернуться к черной бухгалтерии. Все кругом говорят, что нужно сокраща

Хитрые схемы налогообложения во время кризиса не помогут.

Ярослав Савин
партнер и руководитель налоговой практики юридической фирмы «Ардашев и Партнеры»

МИНУС
Все больше клиентов хотят вернуться к черной бухгалтерии. Все кругом говорят, что нужно сокращать издержки. А ведь в понимании русского человека экономия на издержках — это экономия в первую очередь на налогах. К нам недавно обратились представители некой компании с миллиардными оборотами. Последние несколько лет они работали вбелую, а теперь вот в связи с кризисом решили, как в 90-е гг., вернуться к конвертам, чемоданчикам и хитрым схемам. Мы от такого отговариваем.

В панике многие забывают о реальных инструментах сокращения издержек. Наши люди в лесу экономят на спичках, вместо того чтобы перетряхнуть содержимое своих рюкзаков. Производственники не задумываются об оптимизации технологических процессов — они увольняют ползавода народу и ждут светлого будущего.

Люди забыли, что налоги — это следствие хозяйственной деятельности, а не ее причина. Показательный пример. На территории Екатеринбурга есть пять основных производителей определенной категории товаров. Сырье они закупают у одного и того же поставщика. Себестоимость производства у всех сопоставима, доли рынка примерно равны. С началом кризиса к нам по очереди пришли представители всей пятерки с заказом на оптимизацию налогообложения, чтобы, сэкономив на выплатах, позволить себе демпинг и, как следствие, переманить у конкурентов их клиентуру. Мы отказали всем.

Налогоплательщики в своих играх в прятки настолько увлеклись, что в конце концов запутались в структуре собственных компаний. У нас защищался один телекоммуникационный холдинг. Налоговики наехали на его «дочку», причем претензия состояла именно в непонятном характере взаимоотношений компании с тем самым холдингом. Мы еле уговорили клиента прояснить суду полную схему взаимосвязи. Дело мы выиграли.

Народ бездумно хватается за призрачную халяву. Во время кризиса стали появляться предложения о продаже различных объектов по нереально низким ценам. Один клиент сказал, что намерен приобрести у «дочки» какого-то РАО нефтебазу. Я спрашиваю: «Ты согласовал условия покупки? Ведь наверняка не обойдется без чемоданчика». Выяснилось, что он не уточнил порядок расчетов, не продумал, как будет этот актив проводить.

ПЛЮС
Для нас кризис — это хорошо: работы — тьма, трудимся допозд­на. Спрос на судебную защиту по налоговым спорам вырос в три раза по сравнению с 2007 г. Да и на услуги по структурированию бизнеса не уменьшился.

Чтобы оптимизировать расходы, вдумчивые предприниматели наводят порядок в собственных компаниях. Если при допустимом увеличении налоговой нагрузки бизнес можно сделать прозрачным и понятным — на это стоит пойти. Потом не придется перегревать голову, решая, вписывается ли та или иная сделка в вашу схему налогообложения. Можно спокойно заниматься своими прямыми обязанностями.

К середине 2009 г., думаю, налоговики начнут так давить, что все запищат. Проверяющие органы уже сейчас спрашивают всех более-менее заметных налогоплательщиков о том, каковы их планы по отчислениям в бюджет на ближайшие годы. Раньше я такого не припомню.

Наконец-то взгляды инвесторов обратятся на что-то помимо рынка недвижимости. У банков были похожие кредиты, одинаковые клиентские базы и проекты. Они легко кредитовали любых застройщиков, в том числе таких, у которых не было опыта или собственных средств.

С кризисом народ поймет, что богат тот, кто мало хочет. Если человек потребляет то, что не заработал, это ненормально. Наши соотечественники по части потребления ориентируются на американцев, не понимая, что в США дают кредиты на 15 лет под 1,5%, т. е. почти даром.