Кризис побудил екатеринбургские компании усилить оптимизацию затрат. Некоторые из них подошли к процессу творчески — отправив сотрудников в Непал.
Екатеринбургская студия брендинга и дизайна «Дикий Филин» начала работать в Непале, сказал DK.RU арт-директор компании Роман Дик. По его словам, в декабре 2014 г. стало ясно, что трудности в экономике несут ряд рисков и сохранить в офисе весь штат в следующем году будет непросто. Поэтому было решено искать новые направления бизнеса, и подходящим вариантом оказался Непал — в гималайскую страну отправился самый дисциплинированный сотрудник студии.
Непал посчитали подходящим местом для творческой работы, к тому же часовой пояс Катманду, его столицы, совпадает с Екатеринбургом, объясняет арт-директор студии. Визу в государство делают прямо на въезде, а сама страна — очень дешевая. Пока отъезд в Непал — это скорее поездка для вдохновения, однако планируется зарабатывать и на заказах из других стран, а также среди местных компаний, к примеру, оператора сотовой связи Ncell. Если опыт будет удачным, студия будет рассматривать возможность расширения филиала в Гималаях, добавляет руководитель «Дикого Филина».
Оценивая ситуацию с фрилансерами, которые выполняют работу для российских заказчиков за рубежом, Евгений Островский, владелец job-портала Rabota66.ru, говорит, что не знает ни одного человека, вернувшегося в Россию или переехавшего в другую страну. Скорее всего, это связано с тем, что прошло еще слишком мало времени, считает он. Однако обстановка для них складывается непросто:
«Фрилансеров, работающих за рубежом на российских заказчиков, ситуация напрягла очень сильно: полгода назад в Таиланде рубль к бату менялся один к одному, а сейчас один рубль — это 40 тайских копеек. Наши фрилансеры, живущие за границей, просили аванс, чтобы успеть поменять их на валюту, так как с каждым днем они получали все меньше денег в обменнике», — говорит г-н Островский.
Сейчас подрядчики, работающие за рубежом, стараются переключиться на импортные контракты, а огромное количество местных веб-студий пытаются вернуться к корням 15-летней давности, когда получали заказы не от российских, а от зарубежных компаний, продолжает он. К примеру, из фрилансеров, живущих в Европе, несколько человек отказались от взаимодействия именно из-за девальвации.
«На самом деле, большое заблуждение, что интернет-бизнес может находиться где угодно. Некоторые сотрудники действительно могут работать откуда угодно, но мы обязаны быть локализованы у наших клиентов», — резюмирует Евгений Островский».