Меню

Кризис скоро выключат

Александр Меренков генеральный директор страховой компании «Северная казна» В начале кризиса мой личный прогноз был таким: серьезное падение до конца лета 2009 г., потом ровненько до конца года,

Александр Меренков генеральный директор страховой компании «Северная казна»
В начале кризиса мой личный прогноз был таким: серьезное падение до конца лета 2009 г., потом ровненько до конца года, немного вниз до мая-июня 2010-го, снова плато, а с конца лета начнется какой-то подъем. Когда этот график стал очевиден, можно предполагать возвращение экономики на докризисный уровень к концу 2010 г. с небольшим падением в первом квартале 2011 г. За этот сценарий говорит несколько позитивных фактов.
Позитив № 1. Я придерживаюсь теории спланированного кризиса. Его сделали люди, которые хотели переделить активы. В первую очередь в США, потом в Европе, а потом в мире в целом. Для России кризис был наказанием за излишнюю самостоятельность. Активы эти — нефть, газ и золото. Мы все наблюдали за Америкой и видели, как там за год все, что надо, приватизировали. Крупные независимые игроки достаточно быстро «ушли под кого-то». Под кого — это нужно разбираться, не мое это дело. Но есть четкое ощущение, что это фамилии, которые управляют американской экономикой века с XIX, например, сильнее стала империя Моргана, City Bank, Bank of America. Практически уничтожена AIG Мориса Гринберга, еще недавно сильнейший страховщик на планете, проданы Merill Lynch, поделено наследство уничтоженного Lehman Brothers. Позитив здесь в том, что мы давно уже не слышим, что кого-то в Америке опять поделили, значит, процесс завершен. В России тоже произошел передел бизнеса — сначала разделили банки, в первую очередь региональные. Вторым этапом было перераспределение контроля за промышленностью, сейчас наступила очередь среднего бизнеса. В частности, идет передел на страховом и лизинговом рынке, перераспределение на рынке туроператоров.
Позитив № 2. В интересах организаторов кризиса в том числе были манипуляции с долларом: я интуитивно чувствую, что часть долларовой массы убрали из оборота, иначе задолженность США сейчас была бы слишком большой. Дефолтно большой! Обрушения американской экономики не произошло, доллар остался по-прежнему очень опасной валютой, но мировой, резервной и поддерживаемой многими государствами. Помните, шли агрессивные разговоры на тему создания рублевой зоны или иной новой мировой валюты. Эта тема закрыта. Есть мнение, что Барак Обама приезжал в Москву договариваться о сохранении долларовой зоны, пообещав взамен серьезные уступки. Смотрите, Янукович пришел на Украину бесконфликтно. Тимошенко еще что-то кричит, но революции нет, ее никто не финансирует. Грузии отказали в приеме в НАТО, и Саакашвили сейчас не очень комфортно себя чувствует. В Киргизии, судя по активизации отношений с Россией, тоже произошла смена на более лояльное нам правительство. Наш премьер весьма результативно съездил в Турцию, там будет новый газопровод. В общем, сигналов о том, что американцы со многими договорились, предостаточно. Американцы более не настаивают на приеме в НАТО новых членов из числа соседей России, под вопросом размещение элементов ПРО в Польше и Чехии.
Сейчас основная зона конфликта — Европа. Идет игра на понижение евро и попытка убрать еврозону. То есть вы­членить 5-6 стран и перевести их к долларовому обращению. Основная задача США — убить евро, чтобы остаться единственной резервной валютой. Это позволит напечатать бесконечно большое количество денег, запустить маховик инфляции, обесценить колоссальный долг США и отдать его фантиками себестоимостью стодолларовой купюры 10 центов. Также я думаю, что будут идти движения против Китая. Это тоже регион, с которым пока не удалось договориться. Более того, Китай тоже начинает говорить о юане как о потенциально мировой резервной валюте, а это угроза доллару.
Позитив № 3. Нефть сейчас в коридоре $65-75 за баррель. Апокалиптические прогнозы о цене $25-30 за «бочку» не оправдались. Потому что, на мой взгляд, цена на нефть не рыночная, она регулируемая. Со странами-экспортерами договорились. Например, так: дают команду, нужные страны кран открыли, нефть потекла, цена упала. Потом перекрыли вентиль — повысилась. Нашим эта цена комфортна, значит, и с Россией договорились. Доходы главных компаний страны потихоньку возвращаются к прежним показателям. И это хорошо, это позитив.
Позитив № 4. В Москве сейчас идет оживление, отдельные сектора начинают отрастать. Там появляется больше денег. Пошли расчеты с подрядчиками и сервисными компаниями. Надо понимать, что до регионов этот ручеек дотечет через 6-9 месяцев. Ощутимый рост начнется во втором квартале 2011 г. с повышением покупательной способности сперва предприятий, потом граждан. Мы все сейчас живем с отложенными желаниями, и, когда денег станет стабильно больше в течение хотя бы полугода, мы их начнем тратить.
Позитив № 5. К сентябрю-октябрю банки начнут активно снижать свои требования и пускать деньги в средний и малый бизнес. Если начало кризиса разрушало банки как кровеносную систему нехваткой денег, то сейчас, говоря медицинскими терминами, произошел тромбоз из-за их избытка. Саккумулированы гигантские суммы, создающие все условия для гангрены экономики. Разговаривая с банкирами, я то и дело слышу: «Представляешь, деньги никто не берет!» — «Так вы не даете!» — «Мы даем». — «Никто не берет на тех условиях, что вы даете». — «На других мы не можем». — «Так сидите и ждите, пока придут сумасшедшие и возьмут под 15-20% годовых. От безысходности!» Нет такой доходности в бизнесе. И у того, кто берет под 20% и более, либо проституция, наркотики или оружие, либо он не собирается эти деньги возвращать. Надеется, что потом перекредитуется — и так далее по цепочке.
К концу года госбанки должны будут отчитаться перед правительством за размещение выделенных в кризис средств. Коммерческие банки — перед акционерами за доходность по привлеченным финансам. Оба эти показателя как в прошлом году, так и в этом крайне низкие. Сегодня они просто вынуждены менять заградительные меры по выдаче кредитов на адекватно жесткие по ставкам, залогам и контролю за использованием. Иначе топ-менеджменту придется под давлением сверху признаться: мол, извините, мы облажались. А это в конечном счете приведет к смене руководства. Какому председателю правления банка захочется вот так вот уйти? Нет, ему проще согласиться выдать деньги, а потом с ними разбираться.
Основная задача США — убить евро, запустить инфляцию, обес­ценить свой долг и отдать его фантиками по себестоимости стодолларовой купюры 10 центов
Колонка написана специально для «Делового квартала»