Акционеры аэропорта Кольцово разыскивают средства на его модернизацию. Есть риск, что в итоге поисков доля Свердловской области в аэропорту будет размыта.
Корпорация развития Среднего Урала (КРСУ), представляющая интересы региона, и ГК «Ренова» ведут переговоры по этому вопросу, цена которого — 1 млрд руб.
КРСУ контролирует 34,56% акций Кольцово — это госпакет, который ей передало МУГИСО весной 2013 г. В конце сентября Cовет директоров Кольцово утвердил инвестпрограмму объемом более 2,5 млрд руб., рассчитанную до 2015 г. По сообщению Кольцово, деньги нужны на обновление аэропорта к футбольному ЧМ-2018. В частности, здесь собираются построить ангар для самолетов деловой авиации, гараж для спецтехники и паркинг на 500 автомобилей. Терминал международных авиалиний будет реконструирован, а инженерные системы порта — автоматизированы. В результате пропускная способность аэропорта к 2018 г. должна вырасти с 4 млн (прогноз на 2013 г.) до 7 млн пассажиров.
Как рассказал «ДК» генеральный директор КРСУ Сергей Филиппов, сейчас перед корпорацией встал вопрос софинансирования программы.
«Инвестпрограмма принята, и теперь с основным акционером аэропорта идут переговоры по софинансированию, — сообщил он. — Брать кредиты экономически нецелесообразно для самого аэропорта, так что самые логичные источники средств — пропорциональные вложения акционеров или частные инвестиции. Для области, которая контролирует треть акций Кольцово через нас, нет экономического смысла инвестировать в его развитие. А против привлечения частных инвесторов в аэропорт выступает основной акционер».
Основным акционером аэропорта (52,5%) является компания «Кольцово-Инвест», входящая в ГК «Ренова». По словам г-на Филиппова, «Ренова» готова полностью профинансировать инвестпрограмму, но вкладывать деньги руководство группы намерено через допэмиссию, а в случае увеличения акционерного капитала Кольцово доля КРСУ будет существенно размыта. С учетом необходимых вложений после допэмиссии акций КРСУ не хватит даже на блокпакет (25% бумаг). Для КРСУ это серьезная проблема, поскольку она стала крупным акционером аэропорта с единственной целью: гарантировать, что инвестпрограмма будет реализована полностью, по схеме частно-государственного партнерства. Без блокирующего пакета корпорация лишится полномочий контролера.
«Один из вариантов решения: группа полностью финансирует инвестпрограмму, но мы сохраняем контроль над ее реализацией, — рассказал Сергей Филиппов. — Сейчас прорабатывается такая схема. Возможно, в дальнейшем мы совсем выйдем из капитала аэропорта, но проследить, чтобы программа была реализована в полном объеме, — наша ключевая задача».
Представители «Реновы» ситуацию комментируют кратко.
«Руководство группы готово искать вариант финансирования программы, который устроит всех акционеров аэропорта, — сообщил «ДК» Евгений Красиков, директор по стратегическим коммуникациям УК «Аэропорты регионов», в которую входит Кольцово. — В ближайшее время мы обсудим вопрос с представителями Свердловской области».
«Вопрос по финансированию программы решат акционеры, — сказал «ДК» исполнительный директор Кольцово Алексей Пискунов. — Аэропорт будет выполнять решения, принятые ими».
Формально вторым по размеру акционером Кольцово КРСУ стала совсем недавно. По сообщению корпорации, сделка по передаче ей 34,56% акций завершилась только 9 сентября, хотя свердловское Заксобрание одобрило ее еще весной — с расчетом, что под залог акций аэропорта область сможет привлечь не менее 500 млн руб. «для развития его авиатранспортной инфраструктуры». Но КРСУ видит приоритет в другой глобальной задаче: построить в Свердловской области десять индустриальных парков.
«Нам выгоднее финансировать проекты таких парков, которые уже сейчас позволят привлечь в регион новых инвесторов, чем вкладываться в аэропорт и получить отдачу минимум через несколько лет», — заявил г-н Филиппов.