Причины авиакатастрофы только устанавливаются, но версия о теракте не рассматривается как основная: против нее работает целый ряд факторов. Эксперты не исключают техническую неисправность самолета.
О том, что следствие не рассматривает версию теракта при расследовании авиакатастрофы в Сочи 2016, пишет «Интерфакс» со ссылкой на источник в спецслужбах. По данным собеседника агентства, самолет вылетел с подмосковного аэродрома Чкаловский, где пассажиров и багаж тщательно досмотрели, а планируемую дозаправку в Моздоке перенесли в Адлер. В сочинском аэропорту воздушное судно взяли под охрану, на его борт поднимались только два пограничника и один таможенник, а выходил только штурман.
Самолет взлетел примерно в 5:24 утра, через 2 минуты 44 секунды диспетчер сообщила борту о встречном самолете, идущем на посадку, пишет «Коммерсантъ». Ту-154 подтвердил получение команды, но несколько секунд спустя на вызов идущего на посадку уже не ответил и не отвечал на вызовы аэродрома и одновременно пропал с радаров. Сигнал тревоги наземным службам не поступал. Погода при взлете была практически идеальной, самолет перегружен не был.
Следственный комитет возбудил уголовное дело по ст. 351 УК РФ (нарушение правил полетов, повлекшее тяжкие последствия). Основные версии катастрофы пока не называют. Технически самолет был исправен: он имел небольшой налет (6689 часов), был отремонтирован в декабре 2014 г., а пару месяцев назад прошел плановое регламентное обслуживание. Но эксперты, опрошенные «Коммерсантом», допускают возможность технической неисправности. К уводу борта от заданной траектории и снижению могла привести несинхронная уборка закрылков. Кроме того, лайнер мог попасть в так называемый плоский штопор — ситуацию мог спровоцировать заклинивший в положении «кабрирование» стабилизатор. Наконец, Ту-154 мог потерять скорость: три его двигателя распложены в хвостовой части, и они могли попасть в зону разрежения, возникающую за крыльями, что приводит к нештатному режиму помпажа (нарушение газодинамической устойчивости его работы) и падению эффективности стабилизатора.
Версию теракта правоохранители не называли в числе основных даже неофициально (хотя военные летчики считают ее возможной). Дело в том, что за каждым российским самолетом, идущим в Сирию, пристально следят страны НАТО и союзники альянса, и теракт на борту тут же бы зафиксировали и предали огласке. Характер падения Ту-154 также говорит об отсутствии внешнего воздействия, отмечает источник «Коммерсанта».
На борту лайнера Минобороны находились 84 пассажира и 8 членов экипажа. Самолет направлялся в Латакию, на авиабазу Хмеймим. На его борту находились военнослужащие, артисты ансамбля им. Александрова, летевшие поздравлять с Новым годом авиагруппу ВКС России, а также журналисты «Первого канала», «Звезды» и НТВ. В самолете находилось более половины музыкантов ансамбля. Среди пассажиров была и известный врач и филантроп Елизавета Глинка, известная как Доктор Лиза.