Меню

«Куда бежим?»: тема обучения детей за границей расколола бизнес-сообщество Екатеринбурга

Предприниматели Урала массово отправляют детей учиться за границу, сокращается и возраст «отъезжающих». Сторонники говорят о перспективах и «большом мире», противники — о поколении невозвратных.

Примерно 40% уральских предпринимателей видят обучение своих детей только заграницей  к такому выводу пришли организаторы опроса, проведенного в июле 2016 г. экспертами «Центра изучения рынка труда». В анкетировании приняло участие в общей сложности почти 700 руководителей малого и среднего бизнеса Екатеринбурга и Свердловской области.
 
Этот показатель за последние 2 года постепенно увеличивается: если в 2014 г. речь шла примерно о 28%, в 2015 г.  о 35% респондентов из той же категории. Самыми популярными странами остаются государства «Старого Света»: на лидирующих позициях Германия, Чехия, Британия, следом идут университеты Канады и США, все популярнее становится обучение в вузах Испании. 
 
«Мой ребенок за границей получит уникальный опыт. Попадая в новую среду, человеку приходится под нее подстраиваться, менять свои привычки, искать выход в незнакомых ситуациях. Это позволит лучше себя узнать, и в обычной жизни будет легче справляться с неожиданными трудностями. Сын пройдет отличный тренинг на адаптивность и получит хорошую прививку от национального чванства, которое процветает в последнее время. У нас почему-то принято кричать, что отправить ребенка учиться за границу значит «бежать с тонущего корабля». Это полнейший бред! Если американец отправляет сына учиться в Италию или немец в Канаду, значит они тоже куда-то бегут?!»,  комментирует Игорь Любимов, совладелец компании «ВестТорг».
 
Так называемый «ветер с Востока» (активное установление связей с Китаем) пока практически не отразился на спросе на зарубежное обучение детей. Причиной этого считается замкнутость китайской культуры и ее ориентация на собственное развитие. Иными словами, образование, полученное в КНР, пригодится по большей части в той же в КНР или Юго-Восточной Азии, а европейское — более открытое и глобальное. 
 
«Я хочу, чтобы мои дети стали частью большого глобального мира, гражданами всей планеты, и для этого им объективно требуется именно зарубежное, лучше всего английское, образование. В Екатеринбурге такого они точно не получат, да и во всей стране врядли найдутся подходящие учебные заведения», — подчеркивает Евгений Островский, владелец портала «Работа66». 
 
Возраст тех, кого уральские родители отправляют учиться в иностранные учебные заведения, также все меньше. Для сравнения: в 2012-2013 учебном году в Екатеринбурге это были подростки средним возрастом 16-17 лет, в 2016 г. речь идет все чаще уже про детей 12-14 лет. 
 
При этом стоит отметить интересный обратный тренд, который наметился в 2016 г. Если до лета нынешнего года число противников зарубежного обучения только снижалось, то в 2016 г. их доля по сравнению с 2015 г. возросла, и заметно. Всего 18% опрошенных предпринимателей настаивают, что ребенок сначала должен получить знания и опыт в российских условиях, а уже во взрослом возрасте решить свою дальнейшую судьбу. В 2015 г. таковых было около 11%. 
 
Важно подчеркнуть, что аргументы противники зарубежного обучения детей выбирают вовсе не «патриотические», а очень рациональные. 
 
«Мое личное мнение: отправлять детей учиться зарубеж не стоит. Начальное образование в России объективно сильнее, чем иностранное. Что касается уровня колледжей и институтов, то тут профильное обучение во многих вузах Европы и Америки, конечно, впереди по качеству, однако нужно учесть, что практически все высшее иностранное образование рассчитано на встраивание человека в определенную систему (западные корпорации, крупный бизнес), и в России оно вашим детям не пригодится никак. У нас слишком высок уровень неопределенности и другие правила игры», — комментирует Николай Попов, генеральный директор ТД «АРКОС». 
 
Среди тех, кто выступает против зарубежного обучения, все прочнее укореняется точка зрения, что, отправляя детей учиться за границу, родители делают из них вынужденных эмигрантов. 
 
«В подростковом возрасте формируется мировоззрение и ценности, а вы сознательно погружаете своего ребенка в среду, которая слишком сильно отличается от российской, чтобы он потом безболезненно вернулся. Большое будущее за границей — это, конечно, прекрасно, но вы обрекаете ребенка на ощущение того, что в родной стране он чужой. Это слишком большой риск»,  резюмирует Олег Клевцов, совладелец компании «Герт».