В Свердловской области сегодня не больше 10-12 городов, куда вливаются основные инвестиции. Самые крупные идеи — на начальной стадии, а заложены под них триллионы. При этом почти за все главные про
В Свердловской области сегодня не больше 10-12 городов, куда вливаются основные инвестиции. Самые крупные идеи — на начальной стадии, а заложены под них триллионы. При этом почти за все главные проекты отвечают власти в лице МУГИСО, ее «дочки» КРСУ и «внучек» (подробнее — на с. 35). Иностранные инвесторы (с. 40) выбрали себе город Полевской, а у уральских металлургов — наибольшая доля вложений в инновационное развитие (с. 36).
13,4 млрд руб.
Энергоблок на 410 МВт для ГРЭС/Среднеуральск
14 млрд руб.
Завод по производству металлического магния/Асбест
1,2 млрд руб.
Комплекс для серийного выпуска электровозов/Верхняя Пышма
5,2 млрд руб.
Завод по выпуску молотого мрамора/Полевской
611 млн руб.
Завод по производству сухих строительных смесей/Полевской
450 млн руб.
Уральский завод горячего цинкования/Полевской
2,5 трлн руб.
Высокоскоростная железнодорожная магистраль/Екатеринбург — Казань — Нижний Новгород — Москва
65,6 млрд руб.
Блок БН-800 на Белоярской АЭС/Заречный
27,7 млрд руб.
ОЭЗ промышленно-производственного типа «Титановая долина»/Верхняя Салда
12,975 млрд руб.
Терминал «Чкаловский»/Екатеринбург
более 12,4 млрд руб.
Химический парк «Тагил»/Нижний Тагил
10,056 млрд руб.
Новый железнодорожный вокзал/Екатеринбург
8,348 млрд руб.
Высоковольтная линия «Северная-БАЗ»/Северный Урал — Пермский край
7,8 млрд руб.
«Екатеринбург-ЭКСПО»/Екатеринбург
5,5 млрд руб.
Индустриальный парк инфраструктурного типа/Екатеринбург
1,7 млрд руб.
Грузовой авиатерминал/Екатеринбург
1,64 млрд руб.
Микрорайон повышенной комфортности Истокский/Екатеринбург
19 млрд руб.
Электросталеплавильный комплекс «Железный Озон 32»
6,22 млрд руб.
Перевооружение производства НТМК/Нижний Тагил
4,4 млрд руб.
Цех электролиза меди/Верхняя Пышма
2,55 млрд руб.
Комплекс для выпуска буровых установок/Буланаш
1,205 млрд руб.
Диагностические ПЭТ-центры/Екатеринбург, Нижний Тагил
152 млн руб.
Производство алюминиевых панелей для поездов/Каменск-Уральский
ТОП-7 инвестпроектов с участием иностранных компаний
1. Энергоблок на 410 МВт для ГРЭС/Среднеуральск
Общая стоимость — 14 млрд руб.
Организатор: ОАО «Энел ОГК-5»/ключевой собственник — группа коммерческих предприятий (Нидерланды, 55,8%).
Отрасль — энергетика
Цели:
обновить мощности ГРЭС;
снизить расходы топлива на 10%
Как действует: на Среднеуральской ГРЭС запущена первая для энергосистемы региона газовая турбина нового поколения с КПД более 58%. Мощность станции выросла на 410 МВт. Подрядчиком выступала испанская компания Iberdrola Ingeneria y Consrtuccion. Теперь «Энел ОГК-5» займется реконструкцией Рефтинской ГРЭС
Сроки проекта — 2008-2011 гг.
Стадия — эксплуатация
2. Завод по производству металлического магния/Асбест
Общая стоимость — 13,4 млрд руб.
Организатор: ОАО «Русский магний»/ключевые собственники — Minmet (Швейцария, 11,68%), комбинат «Ураласбест» (5,84%), МУГИСО (5,84%)
Отрасль — производство
Цель:
создать комплексное производство осажденного диоксида кремния с наноразмерной структурой (29,93 тыс. т в год) и металлического магния (22,27 тыс. т в год)
Как действует: сырьем для завода служат отвалы комбината «Ураласбест» (владеет 5,84% в уставном капитале завода). Промпроизводство строится фактически с нуля — на основе данных НИОКР. Перспективы продукции — замещение импорта, поставки наноструктурированного оксида кремния производителям автомобильных шин, зубных паст, бумаги, пластмасс. Высокочистый тетрахлорид кремния — сырье для электронной промышленности (оптоволокна, полупроводников, солнечного кремния). Проект завода представляли еще губернатору Эдуарду Росселю, но реализация затянулась. На 1 июля 2011 г. рабочая документация была готова на 85% и освоен 1 млрд руб. из запланированных 13,4 млрд
Сроки проекта — 2007-2011 гг. (первая очередь)
Стадия — инвестиционная; опытная апробация технологических процессов
3. Комплекс для серийного выпуска электровозов/ Верхняя Пышма
Общая стоимость — 5,2 млрд руб.
Организатор: ООО «Уральские локомотивы»/ключевые собственники — Группа Синара, Siemens AG.
Цели:
обновить парк основного заказчика — ОАО «РЖД»;
обеспечить заказы на поставку скоростных электропоездов
Как действует: предприятие «Уральские локомотивы» создано 1 июля 2010 г. на базе Уральского завода железнодорожного машиностроения. Основной заказчик — РЖД. Завод выпускает грузовые локомотивы, разрабатывает грузовой магистральный электровоз и намеревается производить скоростные электропоезда «Ласточка». 7 сентября 2011 г. был подписан контракт на поставку РЖД 1200 вагонов «Ласточка» в 2015-2020 гг. Общая стоимость контракта — более 2,1 млрд евро
Сроки проекта — 2004-2012 гг.
Стадия — эксплуатационная
4. Завод по выпуску молотого мрамора/ Полевской
Общая стоимость — 1,2 млрд руб.
Организаторы: ООО «Омиа Урал»/ключевой собственник — АО «Форсаг АГ» (Швейцария, 100%); ЗАО «Полевской мраморный карьер КАРАТ»/ключевой собственник — ООО «Омиа Рус» (100%)
Отрасль — производство
Цели:
создать на одной площадке полный цикл производства молотого мрамора;
модернизировать мраморный карьер;
нарастить объем производства сухих строительных смесей на заводе «Сен-Гобен»
Как действует: мраморный карьер, где в июле 2011 г. появился иностранный собственник «Омиа Рус», намерен выпускать молотый щебень. Его на заводе «Омиа Урал» будут измельчать в тонкодисперсный порошок (производительность — 210 тыс. т). Порошок станет основным сырьем для выпуска сухих строительных смесей на заводе «Сен-Гобен» в Полевском. Здесь уже установлено камнедробильное оборудование, завершается строительство. Завод хотят запустить в начале декабря
Сроки проекта — 2008-2011 гг. (первая очередь), до 2017 г. (вторая очередь)
Стадия — инвестиционная
5. Завод по производству сухих строительных смесей/ Полевской
Общая стоимость — 611 млн руб.
Организатор: ООО «Максит-Урал»/ключевой собственник — Saint-Gobain Placo (Франция, 99,5%)
Отрасль — производство
Цель:
освоить выпуск сухих строительных смесей под маркой Weber.Vetonit
Как действует: французская компания Saint-Gobain вкладывается в строительство завода на 50 рабочих мест, мощностью 100 тыс. т сухих строительных смесей в год. Поставщиком сырья станет принадлежащий швейцарцам завод по производству молотого мрамора «Омиа Урал» — он также расположен в Полевском. Технологические решения, рецептура и добавки к смесям разработаны в Финляндии
Сроки проекта — 2010-2012 гг.
Стадия проекта — строительство
6. Уральский завод горячего цинкования/Полевской
Общая стоимость — 450 млн руб.
Организаторы: ЗАО «Юг-Сервис»/ключевой собственник — Александр Меньшенин (50%); Gruppo Maccabeo, Италия
Отрасль — производство
Цель:
создать новое предприятие с участием иностранных партнеров в перспективной нише
Как действует: ЗАО «Юг-Сервис» строит производственный комплекс в Полевском, итальянская Gruppo Maccabeo оснащает его оборудованием — специальными ваннами для оцинковки изделий длиной в 12 м каждая (Уральский завод горячего оцинкования). Здесь будет проводиться горячее оцинкование различных металлоконструкций, в том числе для гражданского строительства
Сроки проекта — запуск в конце 2011 г.
Стадия — монтаж оборудования
Вне ранжирования. Воздухоразделительная установка (ВРУ) для производства газов/ Березовский
Общая стоимость — закрытые данные
Инвестор: ОАО «Линде Газ Рус»/ключевой собственник — АО «Линде Акциенгезельшафт» (Германия, 99,91%)
Отрасль — химическая промышленность
Цель:
развить на площадке в Березовском производство медицинских и технических газов
Как действует: этот проект фактически завершен. Новая воздухораспределительная установка мощностью 5400 т жидких криогенных продуктов заменит устаревшие агрегаты «Уралтехгаза» (их мощность вдвое меньше) и позволит снизить удельные затраты электричества, воды и пара. ВРУ полностью автоматизирована и управляется из удаленного центра в Чехии. 29 сентября установку для выпуска жидкого медицинского и технического кислорода, жидкого азота особой чистоты, а также жидкого аргона откроют. Участвуют представители инвестора, а также генконсул Германии Рената Шимкорайт и свердловский губернатор Александр Мишарин
Стадия — пуск
1. Высокоскоростная железнодорожная магистраль/Екатеринбург — Казань — Нижний Новгород — Москва
Общая стоимость — 2,5 трлн руб.
Организатор: ОАО «Проектная компания ВСМ-2»/ключевой собственник — ОАО «Корпорация развития Среднего Урала» (КРСУ, 90%)
Отрасль — транспорт
Цели:
объединить в мультимодальную систему городской, пригородный, межрегиональный и авиатранспорт;
создать условия для развития туризма и межрегиональной кооперации;
протестировать частно-государственное партнерство в новой сфере
Как действует: кто будет строить высокоскоростную магистраль, которую хотят ввести в 2018 г., не решено до сих пор. Но губернатор Александр Мишарин заверил «ДК», что ВСМ-2 будет достроена в срок (см. «ДК» № 32 от 12 сентября 2011 г.). Вероятнее всего, главными участниками проекта станут международные и федеральные компании, имеющие опыт работы с РЖД. Так, председатель совета директоров компании «Форатек ЭнергоТрансСтрой» (строительство железнодорожных контактных сетей) Петр Короткевич заявил «Интерфаксу», что «мечтает проникнуть на рынок скоростного железнодорожного сообщения»
Сроки проекта — 2011-2018 гг.
Стадия — планирование
2. Блок БН-800 на Белоярской АЭС/Заречный
Общая стоимость — 65,6 млрд руб.
Инвестор: ОАО «Концерн Росэнергоатом»/ключевой собственник — ОАО «Атомэнергопром» (100%)
Отрасль — энергетика
Цели:
создать атомный реактор на быстрых нейтронах электрической мощностью энергоблока 880 МВт;
расширить топливную базу атомной энергетики за счет 50-кратного увеличения использования природного урана;
организовать утилизацию оружейного плутония и радиоактивных отходов
Как действует: Росэнергоатом вкладывается в строительство прорывного для региона по мощности энергоблока. Как обещают разработчики, технология позволит вовлечь в процесс производства электроэнергии все изотопы урана. Хотя этот самый долгий из свердловских инвестпроектов еще не завершен, в планах инвестора уже значится строительство на Белоярской АЭС блока № 5 — на 1200 МВт. Пятый блок, по замыслу, станет первым коммерческим решением для атомных станций — проект смогут тиражировать в других городах и странах
Сроки проекта — 2001-2014 гг.
Стадия — строительство
3. ОЭЗ промышленно-производственного типа «Титановая долина»/Верхняя Салда
Общая стоимость — 27,7 млрд руб.
Организатор: ООО УК «Титановая долина»/ключевой собственник — ОАО «Корпорация развития Среднего Урала» (100%)
Отрасль — инфраструктура
Цели:
развить обрабатывающие отрасли промышленности;
организовать глубокую переработку титана, усилив позиции российского экспорта;
создать условия для формирования на территории ОЭЗ промышленных кластеров
Как действует: «Корпорация развития Среднего Урала» вкладывается в строительство инфраструктуры под Верхней Салдой. Региональные власти обеспечивают преференции для резидентов. В плане — создать 13 тыс. рабочих мест к 2030 г.
Выгоды: налог на прибыль — 15,5%, налог на имущество (основные средства) и транспортный налог — 0% в течение 10 лет с момента регистрации юрлица в ОЭЗ, земельный налог — 0% на пять лет с момента возникновения права собственности на землю. Резиденты (входной порог — вложение в производство 3 млн евро в течение трех лет) получают также страховку от неблагоприятных изменений российских законов
Сроки проекта — 2010-2030 гг.
Стадия — инвестиционная
4. Терминал «Чкаловский»/ Екатеринбург
Общая стоимость — 12,975 млрд руб.
Организатор: ООО «Терминал Чкаловский»/ключевые собственники — ЗАО «ПРОДЕКТ» (50%), Александр Егоров (50%)1
Отрасль — логистика
Цели:
построить международный торгово-складской комплекс с единственным в России высотным терминалом (хранение грузов высотой до 40 м);
создать транспортный узел, обслуживающий все виды наземного транспорта
Как действует: застройщик торгово-складского комплекса на 600 тыс. кв. м ООО «Терминал Чкаловский» также выступает как его управляющая компания. Основные функции комплекса (первая очередь построена к «ИННОПРОМу-2010») — выставочно-ярмарочная и торгово-распределительная. По данным СПАРК, в 2011 г. у терминала появился новый учредитель — компания «Городские электросети»
Сроки проекта — 2006-2013 гг.
Стадия — инвестиционная
5. Химический парк «Тагил»/ Нижний Тагил
Общая стоимость — более 12,4 млрд руб.
Организатор: ОАО «Уралхимпласт»/ключевой собственник — АО «УЦП Хемикэлс АГ» (Австрия, 91,664%)1
Цель:
создать готовое инфраструктурное решение для быстрого запуска химических и смежных производств
Как действует: «Уралхимпласт» (производство синтетических смол и пластмасс) намеревается привлечь российских и иностранных производителей в химический парк, администрация Нижнего Тагила и областные власти вкладываются в его инфраструктуру. Организаторы рассчитывают на предприятия металлургии, машиностроения, производителей нефтехимии и стройматериалов. Областные и федеральные власти обещают резидентам химпарка «определенные льготы»
Выгоды: экономия до 50% затрат на создание инфраструктуры новых заводов, быстрый запуск этих производств (2-3 месяца)
Сроки проекта — 2010-2013 гг.
Стадия — финансирование инжиниринговых работ
6. Новый железнодорожный вокзал/Екатеринбург
Общая стоимость — 10,056 млрд руб.
Организаторы: ОАО «Развитие вокзалов Урал»/ключевой собственник — ОАО «Корпорация развития Среднего Урала» (99%); ОАО «РЖД»; DB International GmBH (Германия)
Отрасль — транспорт
Цель:
увеличить пропускную способность железнодорожного вокзала в Екатеринбурге
Как действует: концепция РЖД — реконструировать вокзалы в крупных городах страны. «Корпорация развития Среднего Урала» отвечает за вокзал в Екатеринбурге. В разработке участвует немецкая сторона. Но проект реконструкции еще не выбран. Тормозит планы и проблема собственности на привокзальную площадь — нужно договариваться с администрацией Екатеринбурга
Сроки проекта — заложено «три года с момента начала финансирования»
Стадия — предпроект: разработаны маркетинговая, экономическая и архитектурно-строительная концепции
7. Высоковольтная линия «Северная-БАЗ»/ Северный Урал — Пермский край
Общая стоимость — 8,348 млрд руб.
Инвестор: ОАО «ФСК ЕЭС»/ключевой собственник — ОАО «РАО ЕЭС России» (20,22%)
Отрасль — энергетика
Цель:
построить сверхдальнюю (протяженность — 199 км) воздушную линию электропередачи классом напряжения 500 кВ
Как действует: строительство ВЛ «Северная-БАЗ», соединяющей Северный Урал и Пермский край, началось в 2008 г., а завершится в конце 2011-го. Линия пересекает Уральский хребет, реки Косьву и Яйву шириной 100 м каждая и имеет 803 решетчатые металлические опоры. ВЛ будет передавать в Свердловскую область мощность строящегося энергоблока на 800 МВт Пермской ГРЭС. Это позволит развить глиноземное производство Богословского алюминиевого завода, повысить надежность электроснабжения Серовского завода ферросплавов и других крупных промпредприятий. 117 из 199 км линии проходят по территории Свердловской области
Сроки проекта — 2007-2011 гг.
Стадия — строительство
8. «Екатеринбург-ЭКСПО»/ Екатеринбург
Общая стоимость — 7,8 млрд руб.
Организаторы: ОАО «Корпорация развития Среднего Урала» (82%), Группа Синара (18%).
Отрасль — инфраструктура
Цели:
построить выставочный центр, способный принимать мероприятия международного уровня;
заложить новый район Новокольцовский
Как действует: Группа Синара осваивает район перспективной застройки вблизи дороги в аэропорт Кольцово. По заказу КРСУ группа построила к «ИННОПРОМу-2011» первую очередь выставочного комплекса. В планах для «Екатеринбург-ЭКСПО» — расширение до 140 тыс. кв. м, причем выставочник будет лишь началом освоения Новокольцовского. К 2025 г. он должен стать одним из деловых районов города, обрасти жилыми кварталами. Площадка рассматривается как одна из возможных для размещения экспопарка выставки ЭКСПО-2020, но приоритетной не является
Сроки проекта — 2010-2012 гг.
Текущая стадия — строительство, эксплуатация
9. Индустриальный парк инфраструктурного типа/ Екатеринбург
Общая стоимость — 5,5 млрд руб.
Организатор: ОАО «Корпорация развития Среднего Урала»/ключевой собственник — МУГИСО (100%)
Отрасль — инфраструктура
Цель:
разместить комплекс производств на территории, обеспеченной всей инфраструктурой
Как действует: управляющая компания парка отвечает за состояние сетей, дорожного покрытия и берет на себя уборку, охрану, кейтеринг, коммунальные услуги, бухгалтерию и пр. В плане — создать от 6,2 тыс. рабочих мест
Сроки проекта — 2011-2016 гг.
Стадия — организационная (подбор площадки, разработка концепции, черновой расчет основных показателей)
10. Грузовой авиатерминал/ Екатеринбург
Общая стоимость — 1,7 млрд руб.
Организатор: ОАО «Аэропорт Кольцово»/основной инвестор — ГК «Ренова»
Отрасль — транспорт
Цели:
создать центр быстрой обработки грузов, где хранение сведено к минимуму;
повысить объем грузоперевозок Кольцово до 79,4 тыс. т (втрое больше, чем объемы 2010 г.)
Как действует: ГК «Ренова» вкладывается в строительство терминала карго, административных зданий для грузовой службы аэропорта, Кольцовской таможни, КПП. Акционером Кольцово в 2011 г. снова стала Свердловская область — МУГИСО передан 34,56%-й пакет. На прошлой неделе региональный министр госимущества Виталий Недельский вошел в совет директоров аэропорта
Сроки проекта — январь-декабрь 2011 г. (первая очередь на 17 тыс. кв. м), 2018-2022 гг. (вторая очередь на 22 тыс. кв. м)
Стадия — строительство
11. Микрорайон повышенной комфортности Истокский/ Екатеринбург
Общая стоимость — 1,64 млрд руб.
Организаторы: ОАО «Центр малоэтажного строительства»/ключевой собственник — «Корпорация развития Среднего Урала» (99,17%); «Главсредуралстрой»/ключевой собственник — Вадим Лукач (100%)
Отрасль — строительство
Цель:
построить самый крупный в регионе малоэтажный район повышенной комфортности путем комплексного освоения территории (секционная, блокированная и коттеджная застройка)
Как действует: генеральный застройщик и владелец участка «Главсредуралстрой» привлекает к проекту крупные строительные компании из Свердловской области и других регионов. Областные власти обеспечивают район коммуникациями в обмен на участок в 200 га: здесь будет строить КРСУ. Остальные застройщики осваивают территорию общей площадью 3,9 млн кв. м в юго-восточной части Октябрьского района Екатеринбурга. По плану в престижный проект КОТ войдут поселки Южный, Большая Мостовка, Георгиевский, Центральный и Созвездие. Предполагаемая численность населения — 126,6 тыс. человек
Сроки проекта — 2011-2017 гг.
Стадия — возведение объектов (поселок Георгиевский, первая очередь поселка Южный)
ТОП-6 инновационных проектов компаний
1. Электросталеплавильный комплекс «Железный Озон 32»
Общая стоимость — 19 млрд руб.
Инвестор: ОАО «Первоуральский новотрубный завод»
Отрасль — металлургия
Цель:
обеспечить предприятия Группы ЧТПЗ заготовкой для выпуска бесшовных труб
Как действует: комплекс «Железный Озон 32» уже действует — с ноября 2010 г. Сейчас идет наладка агрегатов второй очереди. Оборудование комплекса способно улавливать и очищать 99,9% технологической пыли и газов. Экологическая составляющая проекта оценивается в 1 млрд руб. Планируется, что ЭСПК будет выпускать 950 тыс. т заготовки в год
Сроки проекта — 2010-2011 гг.
Стадия — эксплуатация
2. Перевооружение производства НТМК/Нижний Тагил
Общая стоимость — 6,22 млрд руб.
Инвестор: ОАО «Евраз НТМК»
Отрасль — металлургия
Цели:
наладить выпуск 25-метровых рельсов объемной закалки с высокой чистотой поверхности (до 550 тыс. т в год) и автоматизированным контролем качества;
построить установку пылеугольного вдувания (ПУТ), чтобы снизить расход природного газа и кокса;
увеличить производство чугуна с 4632 до 4910 тыс. т в год;
снизить выбросы в атмосферу
Как действует: программа техперевооружения Нижнетагильского меткомбината рассчитана на несколько лет. Во-первых, требуется наладить выпуск высокопрочных рельсов, улучшив их качество для поставок за границу. Вторая задача — строительство установки вдувания пылеугольного топлива (ПУТ) и очистных сооружений — позволит сократить расходы предприятия и его выбросы в атмосферу
Сроки проекта — 2009-2012 гг.
Стадия — отгружена первая партия рельсов, установка вдувания ПУТ — на инвестиционной стадии
3. Цех электролиза меди/ Верхняя Пышма
Общая стоимость — 4,4 млрд руб.
Инвестор: ОАО «Уралэлектромедь»
Отрасль — металлургия
Цель:
увеличить выпуск рафинированной меди на предприятии до 500 тыс. т в год
Как действует: цех объемом производства 150 тыс. т катодной меди в год — давняя цель Уральской горно-металлургической компании. На сегодня проект практически реализован
Сроки проекта — 2006-2011 гг.
Стадия — инвестиционная
4. Комплекс для выпуска буровых установок/Буланаш
Общая стоимость — 2,55 млрд руб.
Инвестор: промышленная группа «Генерация»
Отрасль — машиностроение
Цель:
выпускать современные технологичные буровые комплексы
Как действует: ПГ «Генерация» (поставляет оборудование компаниям нефтегазодобывающей отрасли и теплоэнергетики) разработала для выпуска на Буланашском машиностроительном заводе новую буровую установку БК 320 МКС-ч. В частности, ее решения — наличие энергосберегающих систем, систем самодиагностики и видеонаблюдения. На сегодня запущено два цеха изготовления узлов, подготовлена площадка для контрольной сборки, идет монтаж металлообрабатывающего оборудования
Сроки проекта — 2008-2014 гг.
Стадия — расширение производства
5. Диагностические ПЭТ-центры/Екатеринбург, Нижний Тагил
Общая стоимость — 1,205 млрд руб.
Организатор: ООО «Медицинская компания Юникс»/ключевой собственник — Арам Бекчян (70%); «Корпорация развития Среднего Урала»/ключевой собственник — МУГИСО (100%)
Отрасль — медицина
Цели:
создать в области центры ранней диагностики онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний методом позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ);
протестировать частно-государственное партнерство в новой сфере
Как действует: «дочка» МК «Юникс» — компания «ПЭТ-диагностика Урал» — размещает основной центр на территории ОКБ № 1. Затем строятся два сателлитных центра: в областном и нижнетагильском онкодиспансерах. Инфраструктуру для центров взяла на себя КРСУ
Сроки проекта — 2010-2014 гг.
Стадия — проектные работы
6. Производство алюминиевых панелей для поездов/ Каменск-Уральский
Общая стоимость — 152 млн руб.
Инвестор: ОАО «КУМЗ»
Отрасль — металлургия
Цели:
модернизировать прессовый комплекс завода;
наладить выпуск 32-метровых панелей для кузовов пассажирских вагонов
Как действует: на Каменск-Уральском метзаводе (входит в состав компании «Алюминиевые продукты») устанавливают оборудование для производства полых алюминиевых панелей. Проект призван закрыть потребности производителей железнодорожных пассажирских вагонов. Объем выпуска — 1,8 тыс. т в год (200 вагонов)
Сроки проекта — 2010-2012 гг.
Стадия — инвестиционная