Меню

«Купец» поступил в продажу

Генеральный директор сети «Купец» Олег Сотников подтвердил, что Falcon Advisers оказывает компании консультационные финансовые услуги, а информацию о продаже бизнеса опроверг. По его словам, акцион

Московская инвестиционная компания Falcon Advisers известила потенциальных инвесторов, что выставляет на продажу 100% акционерного капитала объединения ­«Купец» (Екатеринбург). По плану сделка должна завершиться к концу года. Главными претендентами эксперты считают крупные федеральные сети.

Генеральный директор сети «Купец» Олег Сотников подтвердил, что Falcon Advisers оказывает компании консультационные финансовые услуги, а информацию о продаже бизнеса опроверг. По его словам, акционеры довольны положением дел и в ближайшие три года намерены расширить бизнес за счет облигационного займа на 1 млрд руб. Однако игроки рынка, опрошенные «ДК», полагают, что решение о продаже «Купца» уже принято, поскольку фирма Falcon Advisers, специализирующаяся на сделках, связанных со слияниями и поглощениями, начала рассылать заинтересованным лицам сведения о компаниях, входящих в объединение «Купец» (см. «Детали»).

По истечении шести недель специалисты Falcon Advisers рассчитывают получить предварительные предложения о цене, найти двух-трех главных претендентов и вступить с ними в переговоры. Кандидатуру покупателя определят ближе к осени. Завершить сделку планируется в ноябре 2007 г. Если не появится покупатель всего бизнеса, посредник готов продавать «Купец» по частям.

Предложение Falcon Advisers адресовано инвестиционным фондам, представителям крупного бизнеса из других отраслей экономики и федеральным ритейлерам. По некоторым данным, в переговоры с посредником готовы вступить торговые сети «Мосмарт», «Седьмой континент» и Spar. Еще одним возможным претендентом считают X5 Retail Group N.V. («Пятерочка», «Перекресток»). Их интерес очевиден — торговая сеть «Купец» входит в тройку лидеров продовольственного ритейла в Екатеринбурге, уступая лишь «Монетке» и супермаркету «Кировский». Покупатель, давший лучшую цену, получит гарантированный входной билет на местный рынок.

Комментируя решение владельцев «Купца», участники рынка сходятся во мнении, что момент для оценки и продажи бизнеса выбран подходящий. В ближайшие два-три года темпы роста продовольственного ритейла в России будут опережать аналогичные показатели в других странах. Если в Западной Европе в 2006 г. средний рост розничных продаж не превышал 4% (данные METRO Group), то отечественная розница показала увеличение оборота на 12% (данные Министерства экономического развития и торговли РФ), а Екатеринбург — на 16% (информация городского комитета по товарному рынку). До тех пор пока динамика не изменится, продовольственная розница будет привлекать внимание инвесторов. Валерий Бубнов, генеральный директор компании «Юнилэнд — Центры торговли»: «Акционеры «Купца» все сделали правильно — сейчас удачное время для изменения стратегии. Детали предстоящей сделки мне неизвест­ны, но решение продать бизнес не удивляет — с ростом конкуренции такая судьба ждет всех региональных игроков».

При этом, по мнению участников рынка, последние два года были для сети «Купец» не самыми удачными. После того как один из учредителей Олег ­Хабибуллин продал компаньонам свою долю и занялся сельским хозяйством и политикой, из «Купца» ушли три топ-менеджера — директор по маркетингу Игорь Тюфяков, коммерческий директор Олег ­Холманских и заместитель директора по рекламе и PRНадежда Бурико, что не могло не сказаться на управлении бизнесом. В 2006 г. компания потеряла часть выручки, вернув арендованные магазины владельцу — бизнесмену Павлу Аляничу. Олег Холман­ских: «С июня по август 2006 г. ТС «Купец» отдала девять торговых точек, приносивших 14-15% товарооборота. Если бы эти магазины остались в управлении, можно было бы получить 35%-й годовой прирост продаж. В 2004-2005 гг. сеть прибавляла по 40-50%». По собственным прогнозам, в 2007 г. торговая сеть «Купец» должна увеличить продажи на 32,6%.

Предсказать, сколько может стоить «Купец», игроки не берутся. Предприниматель Александр Самонов, который создал торговую сеть «Копейка» (Москва), а впоследствии удачно ее продал, уверен, что федеральные ритейлеры не оценивают региональные сети как бизнес: «Ни один региональный оператор не соответствует ожиданиям федеральных ритейлеров, тем более — зарубежных. В свое время, покупая региональные сети, я даже EBITDA не интересовался. Все гораздо проще: сообщите мне адреса магазинов, их площадь и титул собственности — и, уйдя на некоторое время в раздумья, я назову вам цену». С другой стороны, региональные операторы хотят получить за свой бизнес много денег, и портфельные инвесторы, чаще иностранные, нередко идут на риск, рассчитывая на высокие прибыли в будущем. Их ожидания не всегда сбываются. Недавний пример — покупка в 2006 г. челябинской сети «Незабудка» двумя инвестиционными фондами — Baring Vostok Capital Partners и Eagle Venture Partners. Олег Холманских: «Темпы роста у челябинской «Незабудки» были обалденные — за два года количество магазинов увеличилось втрое, выручка ежегодно росла на 70%. А рентабельность сети в 2006 г. была минус 3%. Теперь компанию оценивают в $60-70 млн при $60 млн долга. Но покупатель все равно найдется. «Купец» в этом смысле выглядит намного привлекательнее».

У Бориса Карнаухова, совладельца компании «Легальный бизнес», своя точка зрения по поводу предложений Falcon Advisers: «Обращение к потенциальным инвесторам может оказаться «разведкой боем» — акционерам нужно оценить стоимость активов. Учитывая сложность сделки, трудно ожидать, что продажа бизнеса пойдет по заявленному графику. Все это больше похоже на красивую теорию, плохо соотносящуюся с практикой реальных продаж». Другие эксперты считают, что рассылка тизера заинтересованным лицам — символический переход Рубикона, доказывающий серьезность намерений акционеров «Купца».

ebitda (Earnings Before Interest, Tax, Depreciation and Amortization) — доход до уплаты налога на прибыль, процентов и амортизации.


* SKU (Stock Keeping Unit, дословный перевод с англ. — «единица удержания запаса») — ассортиментная позиция (единица одной товарной группы, марки, сорта в одном типе упаковки одной емкости).
Источник Falcon Advisers.