Путь инновационных медицинских технологий в России долог, дорог и тернист. Те, кто хочет и может их применять, вынуждены преодолевать препятствия — как внешние, так и внутренние.
Руководители медицинских центров высказались о том, что препятствует внедрению инноваций.
Олег Шиловских, генеральный директор МНТК «Микрохирургия глаза», главный офтальмолог Свердловской области:
— Существует проблема закупки новейшего медицинского оборудования. Она связана с двумя вещами. Во-первых, есть компании, которые не хотят продавать оборудование в Россию, и, вероятнее всего, причина нежелания лежит в политической плоскости. Например, нам нужна была широкоугольная фундус-камера для съемки глазного дна, но американская компания-производитель нам отказала с формулировкой «у нас нет интересов в России». Во-вторых, для регистрации оборудования на нашем рынке надо пройти определенный путь. То новое, что мы видим на выставках, в лучшем случае мы можем официально купить года через три — путь регистрации долгий и затратный для дистрибутора. Я не знаю, зачем его надо проходить. Многие страны пользуются экспертизой Food and Drug Administration (FDA — Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США), которое проводит серьезные исследования, прежде чем запустить что-то на свой рынок. Зачем проводить клинические испытания для регистрации в России, если уже есть разрешение FDA, европейских институтов, если все уже апробировано в Германии и Швейцарии, проходя путь длиною в три года?
Что касается российской продукции, я не знаю ни одного наименования стоящего отечественного офтальмологического оборудования, которое было бы конкурентоспособным. Я периодически смотрю, что выходит. Но как потребитель я буду покупать это только в том случае, если рядом будут стоять два прибора — зарубежный и отечественный, и последний будет лучше. Если лучше японский, я куплю его, несмотря на стоимость, потому что в условиях нашего центра, через который проходят десятки тысяч людей в год, эта техника работает по восемь лет без поломок. Полагаю, когда-нибудь наши производители смогут предложить продукцию достойного уровня, но это не та ситуация, когда ты взмахнул волшебной палочкой — и у тебя появился новый автомобиль. Люди веками занимаются разработкой и производством техники. Как и сыра. На одной выставке я видел итальянца, который дегустировал российские сыры и все никак не мог понять, где же пармезан, оценить который его попросили. С наскока ничего не создать.
Сергей Беленцов, сердечно-сосудистый хирург, флеболог, д.м.н., профессор, заведующий отделением флебологии медицинского центра «Ангио Лайн»:
— Препятствия для внедрения инноваций, конечно, есть. Например, в 2007 г. благодаря нашим усилиям в Россию пришел метод радиочастотной облитерации. Чтобы получить эту технологию, мне пришлось съездить на конференцию в Бразилию и обсудить с представителями фирмы условия, на которых они готовы были внедрять ее в нашей стране. Мне даже пришлось прибегнуть к протекции коллеги из США, который стоял у истоков развития этой технологии, поскольку компания не была настроена отдавать ее в Россию. Кроме того, на получение разрешения на использование новых методов или препаратов уходит несколько лет. В случае с радиочастотной облитерацией потребовалось два года. Столько же ушло на сертификацию метода Venaseal — клеевой технологии лечения варикозной болезни, хотя мы были готовы начать его применять, как только он был разрешен в Европейском союзе (4-5 лет назад). Еще один пример — аппарат для термокоагуляции. Мы очень долго его сертифицировали, получили в 2014 г., а с 2015 г. клиники обязали получать паспорт на каждое такое устройство, что сделать крайне сложно.
Ирина Гужавина, врач косметолог, директор «Клиники Ирины Гужавиной»:
— Не каждый руководитель или сотрудник хочет и принимает инновации. Есть люди, которые вообще не любят перемен. Чтобы вводить инновации, нужно работать официально, это должна быть лицензированная клиника, а не съемный кабинет. Нужно получить разрешение на применение тех или иных аппаратов, препаратов.
Приезжая за границу, мы видим новые методики, препараты, которые зарубежные коллеги успешно применяют. Прежде чем российские косметологи смогут их использовать, пройдет примерно пять лет — это время, необходимое для сертификации в России. Бывает, что процесс затягивается неоправданно долго. Есть инъекционные препараты, с которыми давно работает весь мир, но на российский рынок их не выпускают, так как Минздрав считает необходимым проведение дополнительных исследований. С одной стороны, это приводит к отставанию, с другой, можем использовать многолетние наработки зарубежных коллег, укрепляется доказательная база.
Бывает и так: компания-производитель провела ребрендинг, и известный препарат получил другое имя, но его состав остался неизменным. Вся Европа как работала, так и продолжает на нем работать, а в России потребовался год дополнительной проверки.
К сожалению, Россию я не могу назвать поставщиком инноваций, возможно, в области общей медицины есть прорывы, но не в косметологии. В последние десятилетия все инъекционные препараты, современные аппараты, все инновационные технологии мы покупаем за рубежом. В России нет нужного сырья, производственных возможностей, технологий, позволяющих достичь высокой степени очистки препарата. Такая же ситуация с аппаратной косметологией: мы только повторяем и копируем, упрощаем, делаем более дешевые модели. На таких аппаратах можно работать, зарабатывать деньги, но никакого профессионального роста и новых возможностей они не дают.
Хочу отметить, что в России инновации связаны с готовностью докторов работать, расширяя показания определенных препаратов.
Анатолий Слудных, генеральный директор АО «ПО «УОМЗ»:
— Конечно, выпуск инновационного медицинского оборудования на рынок требует значительного научно-технического потенциала и наличия высококвалифицированных специалистов-конструкторов, серьезных инвестиций в НИОКР, правильно выстроенной системы управления проектами, тесного взаимодействия с научным и медицинским сообществом. Для защиты интеллектуальной собственности необходимо также проводить патентную работу. Кроме всего этого, чтобы выпускать медицинские изделия в России, надо пройти сложный путь лицензирования производства и регистрации каждого конкретного изделия с получением регистрационного удостоверения.
С 1991 по 2017 гг. наше предприятие разработало и вывело на рынок более 30 единиц инновационного высокотехнологичного медицинского оборудования. Препятствий или административных барьеров не так много, однако есть другие сложности. Например, это ограничение доступа к прорывным западным технологиям и политика санкций, которая не способствует ускоренной интеграции в научно-технологической среде. Кроме того, в России постоянно меняется нормативная база, а сроки прохождения регистрации медицинского оборудования сильно затянуты.
Наша страна определенно выходит за пределы категории реципиента инноваций и является достаточно крупным их поставщиком. Уральский оптико-механический завод тому яркий пример. С 1991 г. мы поставили наше медицинское оборудование в 77 стран мира, включая Германию, Египет, Индонезию, Малайзию, Иорданию, Саудовскую Аравию, активно осваиваем новые рынки Юго-Восточной Азии. Высокое качество медицинской техники АО «ПО «УОМЗ» подтверждено сертификатами международного соответствия СЕ и регулярно отмечается экспертами на крупнейших международных выставках.
Ещё по теме на DK.RU:
То, что считалось приговором, сегодня успешно лечится
Господдержка – пагубное явление? БЛИЦ-ОПРОС