Меню

Лариса Малышева: «МВА дает технологии устойчивого развития и учит проектировать бизнес»

Иллюстрация: предоставлено Малышевой Ларисой

В кризис надо вкладывать деньги в образование. Лучший вариант – обучение MBA, ставшее must have для бизнесменов. О сути авторской российской программы рассказала зам. директора «Бизнес-школы УрФУ».

Прежде чем направить свои силы и ресурсы на получение одной из важнейших для бизнеса квалификаций, важно разобраться в программах MBA, ведь у них есть особенности и нюансы. Российская программа «МВА. Мастер стратегий», которую можно пройти в «Бизнес-школе УрФУ», уникальна и в своем роде эксклюзивна.

В чем ее преимущества и возможности, как она менялась в течение 15 лет, почему именно сейчас она актуальна, как никогда, рассказала Лариса Малышева, заместитель директора Бизнес-школы УрФУ.

Лариса, российской программе МВА уже 15 лет. Как программа менялась за этот срок?

– За 15 лет развития программы МВА в России о ней уже сложилось определенное мнение. Одни считают, что это слепок с западной МВА, выпускники которой косвенно привели мир к кризису. Другие полагают, что отечественная МВА – это местечковая программа, которая немногим отличается от программ высшего образования, но ничего не дает. Некоторых соблазняет стоимость и диплом МВА, кого-то привлекает возможность обновить давно полученные знания.

В 2000 году Министерство образования объявило конкурс на участие в пилотном проекте МВА среди вузов. Основной идеей было создание собственной российской программы, отличающейся от западных основательностью, системностью, спецификой. Естественно, за основу были взяты лучшие зарубежные практики, что повлияло на дизайн российских программ.

Первоначальные государственные требования к МВА задавали длительность – не менее 1200 аудиторных часов (2 года), перечень базовых и специальных дисциплин, материально-техническое обеспечение, требования к «остепененности» преподавателей и другие похожие на стандарты высшего образования. Получение лицензии и аккредитации гарантировало выдачу дипломов МВА государственного образца.

С течением времени государственные требования стали ослабевать, аккредитацией программы МВА начала заниматься Российская Ассоциация бизнес-образования (РАБО), организовались всероссийские конкурсы авторских учебных программ, наметились устойчивые зарубежные контакты, появились программы двух дипломов. Отечественные программы МВА все больше и больше удалялись от программ высшего образования, сокращались по времени, тяготея к зарубежным аналогам в 600 аудиторных часов.

В 2011 году новый Закон об Образовании вывел программы дополнительного профессионального образования из-под контроля государства, снял государственные требования с программ, отменил документы государственного образца. Фактически образовательные учреждения получили полную свободу в формировании программ. Аккредитацию взял на себя вновь созданный Национальный аккредитационный совет делового образования (НАСДОБР), объединивший в своих учредителях союзы работодателей, РАБО, Торгово-промышленную палату. Цель – повысить качество отечественного образования и переориентировать его на нужды бизнеса.

Возможно ли это в сложившихся условиях?

– Казалось бы, либерализация дополнительного профессионального образования – это великое благо. Наконец-то регулятором становится рынок, а критерием качества программы – ее востребованность. Что взамен? Взамен дипломы негосударственного образца, то есть, образовательных учреждений и появление программ самого разного уровня и качества под маркой МВА.

Гарантов того, что предлагаемый продукт – это настоящая программа МВА, два: образовательное учреждение и НАСДОБР (общественная аккредитация). Я являюсь экспертом НАСДОБР и имею право участвовать в общественной аккредитации программ МВА.

Кроме того, в «Бизнес-школе УрФУ» создан аккредитованный НАСДОБР Центр сертификации квалификации МВА, который может подтвердить квалификацию МВА для выпускников любых образовательных учреждений.

Все ли программы МВА одинаковы? Чем МВА отличается от других программ?

– Программа МВА ориентирована на бизнес. Следовательно, она должна быть про бизнес, для бизнеса и сама представлять собой бизнес, то есть, не оплачиваться из бюджета.

Она должна быть выстроена, как мини-предприятие со своей стратегией, спецификой, ресурсами.

У нее должна быть миссия. Но не просто красивый слоган или безличный набор умных слов, а миссия как ответ на требования различных заинтересованных сторон. Миссия, выделяющая программу из всех других, позиционирующая программу на уровне элитных программ.

Цели. Но не типовые слова «развить, научить, обеспечить», а в худшем случае – «дать знания, умения и навыки», а реальные цели, связанные с потребителями, бизнесом, обществом.

Формулировка целей должна позволить нам проверить достижение целей через год, два, три, пять.

Программа должна иметь стратегию. Но не просто слова про уникальность, мир-во-всем мире и обещание несбыточной мечты. Это должна быть реальная стратегия, в которой есть четкое понимание прогнозов внешнего окружения, ограничений политических, законодательных, социальных, экономических, демографических факторов. Есть хорошее знание потребителя и конкурентов. Причем конкурентов по каждому фактору, значимому для потребителя.

Мы должны честно представлять себе свои сильные и слабые стороны по всем областям деятельности. На стыке внешних и внутренних факторов рождается стратегия.

Для реализации стратегии нужна бизнес-модель программы. Ее концепт. Что такое концепт? Это идеология программы, включающая логику, форматы, систему, методы обучения, ключевых партнеров, методы создания ценности для потребителя.

Как и чем конкурируют программы МВА?

– Сейчас уже сложно конкурировать материально-техническим обеспечением. Наличие библиотеки, компьютерных классов, интернета уже давно являются гигиеническими факторами. Их наличие само собой разумеется.

Совсем недавно программы конкурировали преподавателями. Но уже сейчас лучшие преподаватели мигрируют из программы в программу и читают один и тот же курс у конкурирующих бизнес-школ, стирая различия между программами. Аккредитационное требование к доле штатных и остепененных преподавателей становится не актуальным.

Форматы тоже совсем недавно были предметом конкуренции: семинары, мастер-классы, бизнес-визиты, симуляции. Все это можно повторить, а значит, и форматы обучения не являются конкурентным преимуществом.

На повестке дня – конкуренция бизнес-моделей.

Бизнес-модель должна создать ценность не только для слушателя, но и для всех заинтересованных сторон – общества, страны, региона, бизнеса, вуза, преподавателей, выпускников. И в этом ее связь с целями.

В основе может лежать модель компетенций. Но не та, которую предлагают государственные стандарты для программ высшего образования, а реальная модель компетенций, основанная на атласе будущих профессий, требованиях работодателя, реальных управленческих навыках, способностях решать проблемы.

Для развития компетенций должна быть определенная логика программы. Успешные программы МВА чаще всего обладают авторской логикой научного руководителя. Да-да, у них не типовая логика – базовые дисциплины, профессиональные и специальные дисциплины, – а авторская. В этой логике должны присутствовать разнообразные форматы. Но не просто в связке  лекции - практические занятия, а в их причудливых комбинациях вокруг проектной работы по самым разнообразным темам. И обязательным развитием актуальных компетенций, в первую очередь, гражданской позиции и социальной ответственности, патриотизма в широком смысле слова и личной эффективности.

У программы МВА, выстроенной по такому принципу, стираются границы преподаватель - слушатель, занятие - задание, очное занятие - виртуальное общение. Создается саморазвивающаяся среда, признаком которой является интернет-площадка для общения, знаковые события с семьями и друзьями, карьерный рост и совместная деятельность с выпускниками и партнерами.

Дипломный проект выполняется не в последние месяцы, а все время учебы. Структура дипломного проекта – это не традиционные «теория – аналитика - проект», а «проблема – гипотеза – исследование – решение – сценарий – проект – риски - внедрение». Вместо решения кейсов – их разработка, вместо планирования проектов – их реализация, вместо консультации по дипломам – краш - тесты.

Основные лозунги «нельзя научить, можно научиться», «образование через всю жизнь», «индивидуальные траектории» приобретают новый смысл.

Чем отличается программа МВА «Бизнес-школы УрФУ» от всех остальных?

– Во-первых, программа «МВА. Мастер стратегий» ориентирована на руководителей и собственников Уральского региона. Во-вторых, входит в международный рейтинг TOP-200 (2011, 2012, 2013, 2014), а также TOP-20 (2013, 2014) EDUNIVERSAL. Еще одним отличием является наше сотрудничество с партнерами ATG CNT (Австрия, Германия), японским центром, бизнес-школой Jaro Education (Индия). В результате выдается два диплома – МВА (УрФУ) и ЕМВА (IAE UPMF, France).

Кроме того, программа МВА «Бизнес-школы УрФУ» опирается на системный концепт и совершенствует личность, бизнес и бизнес-сообщество за счет анализа, улучшения и развития. Развивает роли лидера, исследователя, аналитика, эксперта, специалиста, предпринимателя, руководителя, коуча, организатора.

И, наконец, программа содержит авторские методики и форматы: тренинги личностного роста, разработку и решение кейсов, семинары, бизнес-визиты на успешные предприятия и межмодульный консалтинговый проект «Мастер стратегий», практикумы, компьютерный симулятор, реализацию социальных проектов, деловые игры, курсовые проекты по развитию бизнеса, дипломный проект в виде детального плана стратегического развития компании и управления изменениями.

«МВА. Мастер стратегий» выводит руководителей и их бизнес на совершенно новый уровень развития. Дает инструменты и технологии устойчивого развития. Помогает разобраться в логике и бизнес-модели, учит проектировать успешный бизнес. Опирается не только на зарубежные и отечественные методики, но и позволяет создавать свои.

Почему рекомендуется учиться в кризис на программах МВА?

– Традиционно это дорогостоящая программа, цена которой начинается от 400 000-500 000 рублей за два года обучения. Программа МВА длится два года и предполагает не менее 600 аудиторных часов. Плюс часы консультаций, работы с проектом, зачеты и экзамены. Это еще порядка 200 часов. Предположим, что в группе будут учиться 15-20 человек. Если больше, то занятия неумолимо стремятся к лекциям, и фактор интерактивного взаимодействия снижается. Рассчитываем стоимость часа и получаем, что он находится в диапазоне от 9 375 руб./час – 12 500 руб./час (при стоимости 500 000 руб./чел.). Много это или мало? В среднеотраслевой структуре затрат бизнес-образования примерно треть отводится на заработную плату, поэтому легко рассчитать стоимость часа программы, уже исходя из почасовой ставки преподавателя.

Оплата квалифицированного преподавателя-практика с хорошим опытом и интерактивными методиками начинается от 2 500 руб. час. Столичные бизнес-тренеры начинают переговоры от 3 000-3 500 руб./час (плюс перелет и проживание). А ведь еще на оплату труда претендуют администраторы программы. Из этого вывод: программа МВА с квалифицированными преподавателями не может стоить дешевле 7 500 руб./час, то есть дешевле 400 000 руб./чел. И это примерный ценовой ориентир.

Вернемся к инвестициям. Что такое 400 000 руб. за два года обучения? Это примерно 16 000 руб./мес. Если ежемесячно вкладывать эту сумму в банк в течение двух лет под 10% годовых, то к концу второго года мы получим 423 150 рублей. То есть, прирост составит всего 23 150 руб., это 5,5%. В 2013 году инфляция в среднем составила 6,5%. Фактически нам удалось всего лишь сохранить свои средства.

Что касается эффекта от обучения. 38% выпускников программы МВА «Бизнес-школы УрФУ» демонстрируют карьерный рост и увеличение заработной платы, 54% – развитие бизнеса, 18% – открытие новых направлений, 8% – появление стартапов. Если предположить, что заработная плата увеличилась всего на 10%, можно рассчитать срок окупаемости обучения.

Что касается руководителей-собственников, то их в большей степени интересует развитие бизнеса. Здесь может проявиться двойственный инвестиционный эффект – реинвестирование прибыли, увеличившейся от эффективного управления обученного руководителя. Эффективность достигается путем решения проблем компании в ходе обучения на основе изучения передового опыта других компаний, слушателей и выпускников программы, преподавателей. Путем развития логического и стратегического мышления, приобретения консультационных и исследовательских навыков, работы в проектах, компьютерных симуляциях и тренингах личностного роста, приобретения деловых связей и знакомств, становление гражданской позиции и социальной ответственности.