Меню

Лариса Малышева об угрозах и прогнозах в бизнес-образовании

Заместитель директора «Бизнес-школы УрФУ» уверена: бизнес-образование – драйвер роста системы образования, ведь оно непосредственно взаимодействует с реальным сектором, чиновниками и предприятиями.

Что такое бизнес-образование, для кого оно предназначено?

- Под бизнес-образованием традиционно понимают дополнительное профессиональное образование (ДПО). С этой точки зрения, ДПО существует с незапамятных времен. Если же искать более точный смысл, то бизнес-образование появилось у нас сравнительно недавно. В моем понимании бизнес-образование – это образование для бизнеса, о бизнесе и само по себе бизнес. Образование о бизнесе означает обучение управлению, экономике, финансам, дающее бизнесмену набор определенных инструментов. Обучение для бизнеса – предназначено не для студентов, а для реально действующих собственников, руководителей. И, наконец, бизнес-образование как бизнес означает коммерческую деятельность, поскольку его заказчиком является не бюджет, а предприятия либо сами специалисты.

Каково текущее состояние бизнес-образования в России, и как оно в дальнейшем будет эволюционировать?

- С 1 января 2013 года в России вступила в силу новая редакция Закона «Об образовании», которая в корне поменяла ситуацию вокруг ДПО вообще, и бизнес-образования, в частности. Раньше главным регулятором системы образования и ее подсистемы ДПО – являлось государство, с его государственными требованиями, лицензиями и аккредитацией. Теперь государство перестало выступать разрешающим и контролирующим органом, в результате чего от документов государственного образца (удостоверений и свидетельств о повышении квалификации, дипломов о государственной профессиональной переподготовке) произошел переход к документам установленного образца, выдаваемых образовательными учреждениями.

Из-за отсутствий единых требований на рынке образовательных услуг началась некая вакханалия, появились фирмы, тренинговые центры, консалтинговые компании, предлагающие самые разнообразные образовательные услуги – от краткосрочных семинаров – до программ мини-МВА и МВА за 3 месяца. Постепенно рынок урегулирует спрос и предложение, но сейчас пока присутствует определенный хаос.

Взамен государственных требований возникла острая необходимость в общественной аккредитации. Правопреемником министерства образования России в этой части стал вновь созданный орган – НАСДОБР (Национальный аккредитационный совет делового образования). Он создан недавно, его отличительная особенность в том, что учредителями выступили работодатели: Союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата, Союз банкиров и другие. Именно на эти общественные организации возложена теперь функция аккредитации программ профессиональной переподготовки и МВА. По сути это СРО – саморегулирующая организация в области ДПО.

Что касается рынка, то он крайне разнообразный и неоднородный. Выживет, конечно, тот, кто оказывает наиболее качественные услуги, вернее, обеспечивает конкурентоспособное соотношение Цена/Качество. Общественная аккредитация – процедура добровольная, бизнес-школа ее может и не проходить. В этих условиях работодателям придется не просто. Раньше можно было ориентироваться на государственные требования, теперь их нет.

Как дальше будет развиваться бизнес-образование? В каком направлении?

- Я жду больших перемен. Не секрет, что сегодня россияне крайне недовольны качеством школьного и высшего образования. Бизнес-образование, наверное, не вызывает таких нареканий, поскольку оно находится на переднем крае и более чутко реагирует на запросы потребителей. Появятся новые формы образования, будут развиваться интернет-технологии. Школы и вузы будут конкурировать не дипломами, а контентом и форматом обучения. В области бизнес-образования это скорее всего переход к проектной деятельности, к решению конкретных задач. Причем делаться это будет в смешанных группах, где будут присутствовать и чиновники, и бизнесмены. Очень важно получить опыт совместной деятельности именно в смешанных группах, потому что контакты никто не отменял, очень многое строится на бизнес-коммуникациях.

Еще одна тенденция, которая привносится в бизнес-образование в первую очередь, а затем и во все остальные сферы, это так называемая «геймификация». Это игровой компонент, при котором широко используются индивидуальные траектории обучения и развития, рейтинги, интерактивные формы взаимодействия. При таком подходе важен перенос ответственности с уровня преподавателя на уровень студента, слушателя. 

Образование – это среда, которая направлена на развитие и слушателя, и преподавателя, и предмета. Среда позволяет стимулировать потребности в обучении, нацеленность на результат, выявление сильных и слабых сторон слушателя. При этом мы будем оценивать их на каждом шагу, назначать бонусы, выводить из зоны комфорта и так далее. То есть, еще раз повторю, это некая игра. Мы даем опыт реализации проектов. Например, уже третий год мы реализуем проект помощи детскому дому. Инициаторами были слушатели Президентской программы 2011 года. Сегодня та группа, которая инициировала проект, уже закончила обучение, но другие продолжают начатое дело. Есть специальная игра «Проектный офис», на которой происходит инициирование социально значимых проектов. Здесь не так важно знание предметной области, сколько умение организовать, привлечь ресурсы, договориться. Часть таких проектов мы поддерживаем и дальше, например, бизнес-клубы, Ассамблею управленческих кадров, помощь в рекрутинге «Топ-кадр». Цель образования – не только снабдить человека конкретными знаниями, но и сформировать его гражданскую позицию, дать возможность непрерывного совершенствования, поощрять наставничество, обмен опытом.

Какие тенденции характерны для системы бизнес-образования?

- На сегодняшний день можно отметить следующие тенденции:

·           Появление новых образовательных структур, предлагающих широкий спектр программ с самыми разнообразными форматами, формами, ценой, что приводит к полной неразберихе и дезориентации потребителя;

·           Отказ от документов государственного образца программ ДПО, сокращение естественной монополии вузов на ряд программ, смена требований к аккредитации и лицензированию, которые вузы не готовы принять в силу привычки к государственным требованиям;

·           Развитие корпоративных университетов, избегающих тендеры и привлекающих преподавателей на договорной основе, минуя официальные структуры;

·           Постепенная замена документов о прохождении обучения – сертификатами, подтверждающими уровень компетентности в той или иной сфере, по типу сертификации квалификации IPMA, PMP в сфере управления проектами.

Как вы оцениваете уровень подготовки и развития управленческих кадров в стране?

- Уровень подготовки управленческих кадров в стране считаю низким. Причин здесь несколько. Прежде всего, введение специальностей «Менеджмент», «Управление проектами» в программы высшего образования. В результате, выпускники не владеют предметной областью, и у них создается иллюзия профессиональных менеджеров, способных управлять чем угодно. Я считаю, что программы управленческого характера должны быть исключительно программами дополнительного, а не основного образования. Управленческий профиль – это надстройка к базовому образованию в области строительства, металлургии, государственной службы и прочим специализациям.

К сожалению, данная тенденция имеет свое продолжение в реальном бизнесе и на государственной службе при назначении руководителей из непрофильных областей. Тезис «любая кухарка может управлять государством» обретает второе рождение. Однако качество такого подхода оставляет желать много лучшего. Основной риск, связанный с назначением руководителя, не разбирающегося в предметной области, – это неэффективность и низкое качество управления.

Такого рода управленцы не считают нужным повышать собственную квалификацию, считая, что у них уже есть базовое управленческое образование.

Что касается программ обучения, предлагаемых на российском рынке, то зачастую они не ориентируются на развитие конкретных компетенций, не решают проблемы предприятий, не дают системного понимания причинно-следственных связей в бизнесе. Фактически, относятся к неким рецептам. И, естественно, подходят не всем.

Каких знаний не хватает современным управленческим кадрам в системе образования? С чем, по вашему мнению, это связано?

- Прежде всего, управленческим кадрам не хватает базовой подготовки, т.е. знания предметной области.

Не хватает знания макроэкономических процессов. В силу специфики дисциплины, зачастую макроэкономику читают бывшие политэкономы. Это делает дисциплину слишком теоретичной, оторванной от практики.

Управленцам не хватает юридических, знаний. Причем не просто знания законодательства, а алгоритмов и процедур найма и увольнения сотрудников, регистрации компаний и прочих.

Не хватает знания психологических особенностей, эффективных коммуникаций, техник переговоров.

Особо хочется отметить важность системных знаний – об особенностях рынка, стратегий, структур, процессов, мотивации, культуры, коммуникаций. Зачастую управленческое образование сводится к рецептурному менеджменту, что никак не способствует развитию стратегического мышления и поиску эффективных решений в конкретном месте, в конкретной ситуации.

Причин, на мой взгляд, две.

Первая связана с долго существовавшим наличием государственных требований на программы профессиональной переподготовки. Несмотря на кажущуюся гибкость в подборе дисциплин, зачастую требования к длительности программ, наличию базового перечня дисциплин приводили к избыточности, бессистемности, низкой ориентации на конкретные проблемы. С отказом от дипломов государственного образца и переходом к рыночному регулированию качества образования стоит ожидать изменений.

Вторая причина связана с непониманием ценности образования и стремлении клиента выбрать по стоимости. При этом потребитель отдает приоритет краткосрочным, дешевым программам по принципу «латания дыр» в компетенциях. Полученная информация не носит долгосрочного характера. Иногда не вписывается в уже существующую модель знаний потребителя.

На рынке корпоративного обучения появился новый тренд, совершенно не ориентированный на системные знания. Зачастую, основным критерием при выборе образовательной структуры, была цена. Поэтому приоритет отдавался либо компаниям-дискаунтерам, либо бизнес-тренерам и консультантам, готовым работать напрямую с компаниями по договору подряда. Набор подобных программ от разных консультантов, школ, не объединенных общей терминологией, логикой, структурой, зачастую наносит вред. Новизна тренда заключается в том, что долгосрочная программа разбивается заказчиком на модули, и по каждому модулю проводится отдельный тендер.

Не стоит также упускать проблему с преподавателями. Часто управлению учат те, кто сам не является управленцем. Поэтому может снабдить лишь знаниями, но не развить навыки и умения.

Производительность труда в стране самая низкая в Европе, и нет никаких признаков ее роста. Какие факторы, по вашему мнению, сдерживает ее рост?

Низкая производительность труда обусловлена неоптимальной организационной структурой и процессами, устаревшим оборудованием и технологиями. Это, так сказать, управляемые факторы. Есть неуправляемые: пресловутый менталитет, безответственность, лень, отсутствие мотивации, другие.

Для повышения производительности труда необходима, как минимум, модернизация оборудования, внедрение новых технологий, как в производстве, так и в управлении.

Что касается управленческих технологий, то их незнание и неумение приводит к тому, что стратегии не согласуются с процессами и структурами, цели не согласуются с показателями и мотивацией сотрудников. Высокая доля накладных расходов напрямую зависит от количества уровней управления. Эффективность труда управленцев редко подлежит оценке. При этом заработная плата в разы превышает оплату труда рабочих и специалистов, что является очевидным демотиватором.

С чем, по вашему мнению, связано то, что половина населения вынуждена работать не по специальности, приобретенной в ВУЗе?

- Бездумная модернизация системы образования привела к тому, что на сегодняшний день, практически, полностью уничтожены ПТУ, система профориентации школьников. В то же время, появление коммерческих вузов существенно повысило доступность высшего образования. У абитуриента есть все возможности поступить в вуз, независимо от своих планов, руководствуясь исключительно возможностью получить диплом о высшем образовании. В результате абитуриенты все реже связывают свое будущее с выбором вуза.

Что касается самих вузов, то низкая заработная плата преподавателей не является привлекательной для выпускников вузов, поэтому они не стремятся преподавать. Низкая оплата труда, мало того, что существенно снижает престиж профессии преподавателя, ученого, но и порождает взятки, совмещение преподавательских ставок и увеличение перечня читаемых курсов с естественным снижением качества преподавания.

Получается, что «одни делают вид, что учатся, другие делают вид, что учат».

В результате ценность полученных знаний по окончании обучения зачастую стремится к нулю, поэтому выпускнику, по большому счету, все равно, где работать. Большинство выбирает, исходя из отраслевых зарплат, прозрачности системы мотивации, престижности компании, других факторов.

Есть ли в Екатеринбурге бизнес-школы с мировым именем и востребованы ли они? 

- Да, это наша «Бизнес-школа УрФУ». Мы уже четвертый год входим в ТОП-1000 ведущих бизнес-школ мира по версии Eduniversal. Это мировой рейтинг. В 2010 году наша программа «МВА. Мастер стратегий» вошла в ТОП-10 программ МВА по Центральной Азии. В 2013 году программа «EMBA. Управление проектами» вошла в Топ-20 МВА по России и Европе.

Наши элитные программы:

«МВА. Мастер стратегий» – программа с российским и французским дипломами, основанная на понимании логики и философии бизнеса, решении кейсов, бизнес-визитах, консалтинге, изучении зарубежных и отечественных технологий управления, реализации социальных и бизнес-проектов.

«МВА. Кандидат в мастера» – МВА. КМС. Программа профессиональной переподготовки, нацеленная на поддержку стартапов и карьерный рост руководителей и специалистов, с привлечением преподавателей-практиков из числа успешных выпускников бизнес-школы.

«Президентская программа» – три направления профессиональной переподготовки управленческих кадров: «Стратегия управления предприятием» (А), «Топ-менеджер» (В), «Менеджер проектов» (В).

Кто ваши преподаватели?

- В «Президентской программе» и МВА Бизнес-школы УрФУ очень мало преподавателей из высшей школы. Я люблю привлекать к преподаванию своих выпускников. Они хорошо знают программу, представляют ее логику, умеют делать то, о чем рассказывают. Возможно, им не хватает каких-то методических приемов, но это уже наша задача – им помочь. Кроме того, у них есть еще одно полезное качество – они руководители, следовательно, они умеют управлять группой, организовывать групповую динамику, выстраивать проектную деятельность. В отличие опять же от преподавателей ВУЗа, зачастую, не имеющих практического опыта в сфере бизнеса. Мы уходим от классических преподавателей-лекторов, отдавая предпочтение модераторам, тьюторам, экспертам, бизнес-тренерам. Бизнес-школа в этом смысле – более гибкая форма, чем ВУЗ. Думаю, что в новых экономических условиях выживут те школы, которые первыми начнут действовать в рамках новых трендов.

Какие еще вы предоставляете возможности?

ЦСК. МВА – региональный «Центр сертификации квалификации МВА». В «Бизнес-школе УрФУ» создается центр, который будет привлекать независимых экспертов к процедуре оценки выпускников МВА любых образовательных учреждений. Я прошла сертификацию в качестве эксперта НАСДОБР, в ближайшие месяцы буду участвовать в аккредитации программ МВА ведущих российских бизнес-школ.

«МВА. Эксперт» – программа повышения педагогической квалификации топ-менеджеров, способных делиться опытом со слушателями программ ДПО в качестве экспертов, тьюторов, менторов, тренеров, консультантов, наставников. Программа сопровождается стажировкой, а также содержит элементы реалити-шоу, рейтинги, бонусы, тренинги личностного роста, индивидуальные проекты. Фактически, предлагается новый формат ассоциации выпускников, пополняемой новыми членами еще в процессе их обучения. Возврат выпускников в программы обеспечит преемственность, наставничество, непрерывность образования.

Для развития лидеров бизнес-школа ежегодно, совместно с выпускниками реализует общественно-полезные, социально-значимые, благотворительные проекты, вовлекая в них слушателей всех программ, выпускников, партнеров, преподавателей. Из проектов развиваются различные форматы: бизнес-клуб «O`Keys», бизнес-форум, VIP-клуб, «Проектный офис», многие другие. Активности постоянно пополняются новыми, вовлекающими участников бизнес-среды.

Сила регионального образования – в практичности, привязке к региональным реалиям, развитии бизнес-связей и бизнес-кооперации. Мы нужны нашему бизнесу на постоянной основе!