Меню

Лариса Малышева: «Просить денег нельзя заработать – расставьте запятые!»

Что такое инвестиционная привлекательность? Таким вопросом задается зам. директора Бизнес-школы УрФУ. Это лишь возможность внешнего финансирования стратегии предприятия, отрасли, региона, страны.

«Начнем с начала! Начнем со стратегии!»,  –  призывает Лариса Малышева, зам. директора Бизнес-школы УрФУ.

Если инвестор вкладывает деньги, значит, проект для него является инвестиционно привлекательным?

– Да, но желание вложить деньги не возникает на пустом месте. Финансируется идея, проект, бизнес-план с гарантией вернуть и приумножить вложенный капитал. Когда же инвестору предлагается сначала вложить деньги, а потом ему предъявят идею, то подход больше напоминает освоение бюджета и ничего общего с инвестиционной привлекательностью не имеет.

Давайте рассмотрим это на примере проекта?

– Итак, у нас есть идея вывода нового продукта на рынок. Мы изучили спрос, оценили конкурентов, риски, выработали стратегию вывода продукта на рынок. Составили предварительный план продаж. Для реализации проекта нам понадобится  закупить оборудование, комплектующие, нанять персонал... Начинаем производство и продажи. Возникают текущие прямые затраты – материальные и трудовые. Дополнительно нужно оценить косвенные затраты, не забыть про налоги и сделать полный расчет потоков денежных средств по периодам. Расходы имеются, но доходы от продажи постепенно их возмещают, и мы можем рассчитать срок окупаемости, а также необходимый объем инвестиций с учетом рисков и наличия собственных средств.

Вот здесь и возникает понятие инвестиционной привлекательности?

Именно в этот момент. При этом нам понятна сумма требуемых вложений, срок окупаемости, привлекательность идеи, устойчивость и чувствительность проекта к различным факторам.

А как же быть с инвестиционной привлекательностью предприятий?

– С предприятием то же самое. У предприятия есть стратегия, которая определяет портфель приоритетных проектов. Есть самоокупаемые проекты развития, связанные с новыми продуктами или выходом на новые рынки. Есть инфраструктурные проекты, создающие условия для развития, и являющиеся косвенными затратами для проектов развития. Инвестиционная привлекательность предприятия возникает при полной уверенности окупаемости вложенных средств в проекты развития, с учетом текущей деятельности предприятия.

Кстати, в зависимости от стратегии и ключевых проектов, предприятие может определить не только потребность в деньгах, но и в технологиях, в персонале и других ресурсах.

Давайте масштабируем наши рассуждения на отрасль.

– Чтобы рассуждать об инвестиционной привлекательности отрасли нам нужны следующие факторы: стратегия развития, приоритетные направления, ключевые проекты, спрос на продукцию, планируемые затраты на производство, косвенные расходы, бюджет движения денежных средств, срок окупаемости, обеспеченность собственными ресурсами, требуемый объем инвестиций.

Если масштабировать до уровня региона,  схема остается той же самой. Невозможно говорить об инвестиционной  привлекательности региона без обсуждения его стратегии, приоритетных отраслей, ключевых проектов, понимания спроса на продукцию на различных рынках – региональном, российском, зарубежном. Обязательно нужен расчет требуемых затрат на капитальные вложения, оборудование, персонал, учет косвенных расходов. Совокупность ключевых проектов и уже работающих производств, социальная и бюджетная сфера, составляющие косвенные расходы, дают понимание окупаемости и формируют потребность в инвестициях. Какие-то потребности может закрыть регион, какие-то нет.

Вот только здесь и возникает понятие инвестиционной привлекательности. А у региона, помимо вполне измеримого показателя инвестиционной привлекательности (например, отдачи на вложенный капитал), возникает еще много обоснованных политик: в области трудовой занятости, в сфере образования, развитии обеспечивающих производств, бизнес-кооперации и других.

Так что же такое инвестиционная привлекательность?

– Это необходимое условие для финансирования стратегии, не важно в каком масштабе –предприятия, отрасли, региона, страны. Все начинается именно с нее – стратегии!