Меню

Лариса Малышева: «Средний бизнес – есть ли свет в конце туннеля?»

Автор фото: Илья Храмцов. Иллюстрация: Предоставлено бизнес-школой УрФУ

Что делать среднему бизнесу в условиях санкций, нестабильного налогового законодательства, спада? Заниматься стратегией! В этом уверена заместитель директора Бизнес-школы УрФУ, директор МВА-центра.

Конечно, есть общепринятые советы – покупать, когда все продают, избавляться от непрофильных бизнесов, снижать издержки. Но кризис, по мнению Ларисы Малышевой, д.э.н., профессора, заместителя директора Бизнес-школы УрФУ, директор МВА-центра, это еще и возможности, и вот этот аспект зачастую остается за кадром.  

Как выстроить  свою стратегию в текущих условиях?

– Стратегии выстраиваются в зависимости от ситуации внешней среды. Есть дальнее окружение, которое сильно и быстро влияет на всех. Это политические факторы, проявляющиеся в виде смены приоритетов страны в части оборонной промышленности, импортозамещения. Есть экономические факторы, связанные с санкциями, ограничением зарубежных инвестиций, налоговыми ужесточениями, глобальными трендами и тенденциями. Наблюдаются социальные сдвиги – падение платежеспособности населения, изменения на рынке труда. Имеются технологические прорывы и ограничения. Это всё то, что составляет известную аббревиатуру PEST – Political, Economical, Social, Technological.

Что касается ближнего окружения компании, здесь активно присутствуют клиенты и конкуренты, поставщики и продукты-заменители, новички на рынке. Понимание их степени влияния и реальных интересов позволяет компании выявить возможности и угрозы внешнего окружения. Знание трендов и тенденций помогает выстроить сценарии.

Но и это еще не всё. Внутри компании существуют сильные и слабые стороны. Для их выявления можно воспользоваться структурным анализом, оценкой цепочки добавленной ценности, ревизией бизнес-модели и многими другими инструментами. На стыке угроз и возможностей внешней среды, а также сильных и слабых сторон компании можно строить стратегии.

Наступательные – стратегии диверсификации и дифференциации, выход на новые рынки, вывод новых продуктов. Оборонительные – уход с рынков, отказ от продуктов с последующим реинвестированием в наступательные или компенсационные стратегии. Оптимизационные стратегии – снижение издержек, рост качества. Интеграционные – объединение с поставщиками, дистрибьюторами и даже конкурентами, франчайзинг. Много чего еще.

Чем же измеряются стратегии?

– Прежде всего целями, и здесь необходим инструмент целеполагания, например, на основе требований заинтересованных сторон. Подстройка стратегий под цели задает приоритеты и позволяет перейти к проектам. В то же время под цели должна быть перестроена текущая деятельность, т.е. процессы, структура и система мотивации.

Ностратегию мало разработать, ее нужно реализовать, а для этого требуется управлять изменениями! Говорят, что управление изменениями сродни ремонту летящего самолета с пассажирами на борту. Совмещение текущей деятельности и преобразование системы могут привести к ситуации, когда прошлая система уж не работает, а новая ещё не работает.

Какие существуют механизмы для внедрения изменений?

– Один из них – управлять разработкой и реализацией стратегии в форме проекта.

1.       Создать проектную команду из числа ключевых и наиболее заинтересованных сотрудников.

2.       Использовать жесткую логику, управленческие технологии и инструменты.

3.       Совместить разработку стратегии, обучение команды и проектную деятельность с реализацией.

4.       Привлечь внешнего консультанта, владеющего технологиями и инструментами управления, который задаст неудобные вопросы и предложит непопулярные решения.

5.       Инвестировать деньги в проект изменений с возможностью возврата этих инвестиции, вместо наблюдения за разрушением бизнеса

Нет безвыходных ситуаций! Есть смелые и успешные, и есть остальные.

Мы знаем, как вам помочь. Наша «Программа корпоративных изменений – ПУСКовой комплекс – Проекты, Управление, Стратегии, Компетенции» предназначена для помощи среднему бизнесу именно в этой непростой ситуации.

Что это за программа?

Образовательный консалтинг для проектных команд неконкурирующих предприятий, заинтересованных в совмещении обучения, консультирования, сопровождения и внедрения системы стратегического и процессно-проектного управления в компаниях, а также обмене опытом и создании цепочек кооперации и партнерских связей.

В чем ее отличие от других программ?

·         Программа не является консалтингом, т.к. сотрудники предприятия сами выполняют работу по технологиям, переданным экспертами

·         Программа не является обучением, т.к. направлена на решение конкретной задачи, выполняемой в ходе проекта

·         Программа осуществляет трансфер технологий, подразумевающий выполнение пилотного проекта и фиксацию методик

·         Программа опирается на менеджеров проектов, организующих работу в перерывах между очными сессиями и отвечающих за выполнение заданий

·         Программа предусматривает внедрение новой бизнес-модели на основе стратегического и процессно-проектного управления

Зачем программа слушателям?

·         Освоение технологий и инструментов управления

·         Приобретение навыка работы в команде и решения конкретных задач

·         Развитие стратегического мышления и проектного подхода

·         Карьерный рост

Зачем программа предприятиям?

·         Управление изменениями на основе внедрения системы стратегического управления

·         Подготовка команды стратегов, владеющих управленческими и проектными технологиями

·         Внедрение актуальной бизнес-модели

·         Управление сопротивлением изменениям

·         Удержание, вовлечение и мотивация ключевых сотрудников

Как проходит обучение?

1.       Создание команды руководителем предприятия, назначение менеджера ПРОЕКТА

2.       Обучение команды предприятия технологиям эффективного менеджмента в ходе очных стратегических и проектных сессий

3.       Разработка командой предприятия 4-х пилотных проектов в перерывах между сессиями

4.       Защита проектов

5.       Контоль за реализацией проекта со стороны экспертов

6.       Подготовка корпоративных тренеров и разработка методик

Что в программе?

1.       Стратегическая сессия

2.       Проектная сессия

3.       Рыночная сессия

4.       Организационная сессия

5.       Защита проектов

В каком формате идет программа?

– Программа может быть реализована в корпоративном формате, т.е. для одного предприятия. А может быть для 5-6 команд от различных, не конкурирующих друг с другом предприятий, например, входящих в кластер. Как раз сейчас актуален второй формат, позволяющий средним предприятиям заняться стратегией.

Это первый запуск программы или она уже была реализована?

– Программа идет уже не первый год. Она была реализована под разные задачи для крупных компаний.

«Повышение эффективности деятельности» ОАО ТД «Трубная металлургическая компания. В проекте принимали участие четыре проектных команды под руководством директора Торгового дома Олега Маларщикова. Были решены ряд проблем и представлены на суд руководителей головной компании четыре проекта по оптимизации бизнес-процессов, развитию активных продаж, реструктуризации компании. В процессе обучения были сформированы проектные команды, спланировавшие проект и готовые к его реализации.

«Оптимизация процесса управления качеством», «Оптимизация системы НИОКР», ОАО «Северский трубный завод». В результате были разработаны ряд проектов, связанных с повышением производительности труда – основным целевым показателем предприятия.

«Постановка системы стратегического управления» ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат». Сформированы проектные команды, разработаны алгоритмы и проекты для реализации стратегии.

Мнения участников о результатах обучения:

Олег Маларщиков, генеральный директор ТД «ТМК» филиал г. Полевской:

– Я доволен проектом на 100%! Мои сотрудники научились быть командой, они научились находить резерв времени на решение задач, отличных от текучки. Сколько было светлых мыслей в ходе проекта, мои сотрудники сами до многого дошли, а это важно для их дальнейшей мотивации при реализации идей. Я готов сотрудничать дальше и помогу, если потребуется, при подобных мероприятиях на других филиалах.

Константин Поспелов, начальник управления персоналом ОАО «Северский трубный завод»:

– В 2010, 2011, 2012 годах на территории завода были проведены обучающие семинары для работников подразделений. Прикладной частью этих семинаров были реальные проблемные вопросы завода в части организации контроля качества продукции, разработки проектно-конструкторской документации и организационных изменений. В 2012 г. по итогам «металлургического» года в рамках ТМК Северский трубный завод считается наиболее эффективным предприятием компании».

Приглашаем проектные команды предприятий среднего бизнеса. Нет времени для выжидания. Пора заниматься стратегией! Принимаем заявки, ждем 6 команд.