Спад в торговле заставил администрацию Екатеринбурга изменить планы по развитию стрит-ритейла. Чтобы оживить товарооборот, приоритет отдадут киоскам, павильонам и остановочным комплексам.
По данным Александра Щепелина, зампредседателя городского комитета по товарному рынку, стагнацию почувствовала даже аптечная розница — единственный сегмент стрит-ритейла, не зависящий от экономических потрясений. Так, в кризис 2008-2009 гг. аптеки и аптечные пункты Екатеринбурга показывали стабильный рост продаж. Сейчас управляющие аптечных сетей говорят о спаде, начавшемся еще во второй половине 2013 г.
«Падение фармрынка составило около 5-10%. Сокращается количество приобретаемых лекарственных препаратов, снижается величина среднего чека. Это связано и с сезонным фактором, и с общей экономической ситуацией в стране, — говорит Борис Зальцман, управляющий аптечной сетью «Славянское милосердие» (14 аптек в Екатеринбурге и Свердловской области). — В 2014 г. негативная тенденция продолжится».
В других сегментах рынка продажи снизились в среднем на 27-32%, в том числе в продуктовом ритейле, демонстрирующем отрицательную динамику. Указывая на рост арендных ставок, который с 1 января по 1 апреля 2014 г. составил 14,5% (данные УПН), участники рынка прогнозируют, что программа городской администрации по развитию стрит-ритейла останется на бумаге. Особенно это касается Орджоникидзевского, Юго-Западного и Чкаловского районов.
В первую очередь, сообщил «ДК» г-н Щепелин, руководство комитета по товарному рынку намерено стимулировать уличную торговлю малых форматов — остановочные комплексы, ларьки и киоски. Под них планируется выделять земельные участки в центре, в спальных районах и на окраинах. Процедура будет упрощенной. Предпочтение отдадут фирмам, торгующим продуктами питания (хлеб, молочные продукты, мясные полуфабрикаты), детскими товарами и изделиями местных производителей, а также предприятиям, оказывающим бытовые услуги (ремонт обуви, химчистка, изготовление ключей для замков). Сейчас представители городской администрации ведут переговоры с управляющими компаниями, чтобы те подготовили площадки для киосков во дворах крупных жилых комплексов, в том числе тех, которые будут сдавать в 2014 г.
В городских парках чиновники предлагают разместить трейлеры с колбасами, деликатесами и мясными полуфабрикатами. Через неделю первые три точки начнут торговать в Историческом сквере, еще две появятся в Дендрологическом парке, и пять — в ЦПКиО им. Маяковского.
Представители торговых сетей считают такую политику городской власти непоследовательной, указывая, что еще в феврале чиновники грозились убрать с улиц города киоски «Фрукты и овощи», трейлеры и павильоны продажи продуктов питания. Александр Щепелин с их претензиями не согласен.
«Стратегически план развития города — не догма, — объясняет он позицию комитета. — Мы держим руку на пульсе товарного рынка и гибко реагируем на вызовы».
UPD. «ДК» поздравляет читателей с Днем смеха! Это была первоапрельская шутка.