В России насчитывается 1 433 микрофинансовых организации (МФО). Год назад их было 200. По данным ФСФР, 90% этих компаний сосредоточены в регионах, в основном там, где плохо развиты кредитные рынки.
Галопирующий рост МФО подстегивают спрос на супердорогие кредиты «для всех» и невысокий порог вхождения.
Портфель микрозаймов в России в конце 2011 г. составлял 32 млрд руб. (прирост за год — 34,06%). При этом спрос на микрофинансирование, по оценкам аналитиков, сегодня в 10 раз выше — 320 млрд. По прогнозам к концу 2012 г. рынок микрокредитования может достичь 55,5 млрд руб. «Один из основных факторов роста — дефицит ликвидности для малого и среднего бизнеса. Коммерческие банки по-прежнему не заинтересованы в кредитовании МСБ: оно несет значительные риски. Малые предприятия ограничены в получении денег, но в целом экономическая конъюнктура улучшается, деловая активность растет. В итоге мы имеем высокий спрос на инструменты микрофинансирования», — поясняет Анна Мишустина, аналитик ИК «ФИНАМ».
Свердловскую область рост МФО стороной не обошел. Число компаний, выдающих микрозаймы частным лицам и предпринимателям в среднем под 700% в год, с начала 2012 г. увеличилось с 19 до 23. Микрофинансовой деятельностью помимо МФО занимаются кредитные кооперативы, ломбарды, жилищные накопительные кооперативы и др. Микрофинансирование как отдельное направление развивают и некоторые банки, например екатеринбургский ВУЗ-банк. К слову, большая часть участников рынка МФО — экс-банкиры или бывшие собственники ломбардов. Впрочем, бизнесменов, не связанных с оказанием финансовых услуг, микрофинансирование тоже привлекает — высокой маржой.
Но рынок МФО еще формируется. Это касается не только количества организаций, но и требований закона к игрокам, а также выбора устойчивых моделей бизнеса. Микрофинансовая деятельность была легализована лишь в начале 2011 г. и идет путем проб и ошибок. На то, чтобы устояться, рынку, по разным оценкам, нужно от полугода до трех лет. А пока собственники МФО осторожно говорят о бизнес-результатах своих начинаний. Риски в их деятельности играют определяющую роль.
Эксперты не исключают выхода на российский рынок международных МФО: раньше иностранцев останавливало, например, отсутствие специального законодательства в России. Но большее значение сегодня — у теневых компаний, которые выдают микрозаймы. Пока ответственности за работу серых МФО не установлено, их влияние на рынок снизить практически невозможно.
Играть по правилам не научились
Потребность в регулировании рынка МФО возникла относительно недавно. Специальный закон начали писать в 2007 г., когда под микрофинансированием понимали в основном выдачу небольших займов мелкому бизнесу. Но в 2008-м стали расти компании, специализирующиеся на займах населению до зарплаты (pay day loans). В итоговом законе, который вступил в силу в 2011 г., разработчикам пришлось учесть все виды микрозаймов.
В документе пока не так много ограничений, одно из главных — максимальный размер займов не может превышать 1 млн руб. Кроме того, МФО не вправе прописывать в договоре возможность одностороннего изменения условий кредитования (в отличие от банков) и брать штраф за досрочное погашение ссуд. Привлечение вкладов физлиц — также под запретом (исключение — деньги учредителей или кредиторов МФО). Нет требований по уровню минимального капитала, как у банков, или необходимости вступать в саморегулируемые организации (как у кредитных кооперативов). Процентные ставки МФО тоже никто не регулирует — в этом плане у игроков полная свобода творчества.
Чтобы создать МФО, сегодня достаточно подать в ФСФР пакет документов, свидетельствующий об организации юрлица (госрегистрация, копии учредительных документов и т. д.), а также заявление о внесении данных в реестр МФО. При положительном решении к выдаче займов можно приступать уже через две недели. Поэтому ажиотаж среди желающих пополнить ряды мини-кредиторов вполне понятен. Сами микрофинансисты прямо называют сложившийся режим вольницей. «Сейчас этот бизнес достаточно легко начать: простейшие требования по организации, низкие барьеры для входа, минимум надзора», — отмечает Дмитрий Попов, исполнительный директор МФО «Просто деньги». Ему есть с чем сравнивать: г-н Попов — экс-банкир со стажем 14 лет (последняя банковская должность — директор департамента малого и среднего бизнеса ВУЗ-банка).
Следить за рынком МФО должны Минфин и ФСФР. Но контроль последней сводится в основном к сбору отчетности и выездным проверкам. По данным службы, МФО небрежно относятся и к немногим своим обязанностям: за 2011 г. отчетность в уральскую ФСФР представили лишь пять местных организаций (из 19 существовавших на тот момент). Выяснилось, что есть компании, которые игнорируют основные нормы: зафиксированы выдачи займов на сумму свыше 1 млн руб., многие нарушают правило раскрытия условий предоставления микрозаймов. Среди отчетов есть недостоверные. Впрочем, возможность исправить ошибки у МФО есть: прежде чем штрафовать (а для юрлиц штраф за непредставление отчета достигает 700 тыс. руб.), ФСФР выносит предупреждения. «Наша задача состоит в помощи новым участникам адаптироваться, в том числе правильно заполнять и представлять отчеты. Все поднадзорные ФСФР организации когда-то начинали и делали ошибки — и профучастники рынка ценных бумаг, и акционерные общества. Но за неоднократные нарушения (в течение года) требований законодательства ФСФР уполномочена исключить МФО из реестра», — напоминает Анастасия Целищева, замначальника отдела организации и проведения надзорных мероприятий на финансовых рынках РО ФСФР в УрФО.
С развитием этого рынка обязанностей для его игроков прибавится: из последних вносимых в закон предложений — требование ко всем МФО сдавать данные в кредитные бюро, а также раскрывать в договоре полную стоимость займов. В будущем разработчики закона не исключают введения требования по минимальному размеру собственных средств. «Я с пониманием смотрю на небольшие ужесточения. Но надзор должен быть гораздо мягче, чем в отношении банков. Если устанавливать требования к капиталу, то надо найти некий баланс. Например, сумму в 10 млн руб. я считаю адекватной», — комментирует Дмитрий Попов. Напомним, банковский капитал в России не может быть ниже 180 млн руб. Одновременно участники рынка предлагают расширить права МФО: например, дать возможность наиболее развитым компаниям вступать в систему страхования вкладов.
МФО предпочитают pay day loans
По данным НАУМИР, около 60% российских МФО специализируются на кредитовании микробизнеса. Спрос на такие услуги не мал. Так, из 500 бизнесменов, опрошенных компанией «Финотдел» (один из лидеров отечественного рынка МФО, представлена на Урале), 15% хотя бы раз пользовались микрозаймами — когда не могли получить кредит в банках из-за отсутствия ликвидного залога или высоких рисков бизнеса.
Ситуация в Свердловской области несколько отличается. По данным уральского отделения ФСФР, основную часть микрозаймов составляют ссуды до 45 тыс. руб., позволяющие гражданам решить финансовые проблемы до зарплаты. «Возможно, в Москве большая часть МФО — кредиторы малого бизнеса. Но специфика нашей области в том, что почти все работают с населением. И наиболее популярный формат и среди самих МФО, и среди потребителей — деньги до зарплаты. Да и микробизнеса на Среднем Урале относительно немного», — поясняет г-н Попов.
Так, компания «Экспресс Деньги» (ООО «УралФинанс-Е») предлагает различные варианты — от потребительских до займов индивидуальным предпринимателям: на развитие бизнеса, покупку оборудования и т. д. Однако 99% обратившихся — физлица, которые просят ссудить их деньгами на срок не дольше двух недель. Максимальный размер такой ссуды не превышает 50 тыс. руб., ставка — 1,5-2% в день. «Лишь 1% наших клиентов — ИП», — уточняет директор компании Евгений Мальцев. Его МФО начинала с Тюмени и Челябинска, в Екатеринбурге появилась в ноябре 2011 г. До этого г-н Мальцев развивал сеть ломбардов, поэтому бизнес микрофинансирования ему близок. Екатеринбургская компания «Минизайм» Андрея Измоденова на другие ниши, кроме pay day loans, и не посягает. «Мы выдаем от 1 до 5 тыс. руб. сроком до 15 дней под 2% в день», — говорится на сайте организации.
На кредитовании населения сконцентрировалась и МФО «Просто деньги». Однако Дмитрий Попов утверждает, что займы до зарплаты — не его ниша. «Наш клиент по каким-то причинам недооценен в банках. Это пенсионеры, бюджетники, инвалиды. Банки по-прежнему не любят мелкие суммы, а мы выдаем по 15-25 тыс. руб. Средний срок кредитования — девять месяцев. В этом плане мы ближе к кредитным организациям, чем к МФО, ссужающим до зарплаты. Людей с подпорченной кредитной историей тоже захватываем. Некоторым удается с помощью МФО ее выправить, и при последующем обращении в банк шансы получить там кредит выше», — рассказывает г-н Попов. Ставка для работающих граждан в МФО «Просто деньги» — 0,46% в день, а для пенсионеров — 0,3%.
Между тем утверждать, что все свердловские МФО не заинтересованы кредитовать бизнес, неверно. Например, компания «Магна» Дениса Плаксина с 2012 г. решила переориентироваться на автокредиты и финансирование мелких строителей, и теперь мелкий бизнес и ИП — ее основной сегмент (подробнее — на с. 30).
Большинство МФО выбирают легкий формат представительств, чтобы быть ближе к целевой аудитории. «Экспресс Деньги», например, разместила в торговых сетях Екатеринбурга («Пикник», «Монетка», «Купец», «Курико» и др.) более 20 киосков экспресс-займов. Примерно так же действуют большинство игроков. Получается не у всех. Например, «Магна» из-за высокой стоимости аренды вынуждена была закрыть такие точки, сосредоточившись на немногочисленных классических офисах. «Нам тоже не везде пока удается окупать затраты на аренду и зарплату кредитному специалисту», — признает Евгений Мальцев. Поэтому делать выводы, насколько успешно сложится бизнес, он не спешит.
Компания «Просто деньги» экономит на точках продаж. «Наша бизнес-модель — доставка займов на дом. Клиент оставляет заявку по телефону (мы запрашиваем у него информацию, которая позволяет в течение получаса принять решение о кредитовании). Дальше специалист выезжает на место. Если заявку приняли днем, то вечером наш представитель уже может привезти договор займа и банковскую карту, на которую зачисляются деньги», — объясняет Дмитрий Попов. Бизнесмен сравнивает эту модель с работой такси: заявки распределяются специалистам в зависимости от территории и занятости. Так, МФО может ссужать деньги жителям отдаленных населенных пунктов, если в них есть представитель компании. В ближайшие три года МФО «Просто деньги» планирует покрыть все населенные пункты УрФО с численностью жителей от 3 тыс. человек (в том числе — за счет продажи франшиз).
Между тем ниша pay day loans — небесконечна. Особенно учитывая, что количество МФО в ближайшие три года, по прогнозам, будет в три раза больше банков (если надзор не ужесточится слишком серьезно). И МФО это понимают. По мнению участников рынка, сегмент денег до зарплаты в Свердловской области достаточно скоро насытится. И компании пойдут искать новых клиентов в незанятые населенные пункты или по примеру Москвы заинтересуются кредитованием бизнеса.
Переманить кадры
После принятия закона отношение к МФО со стороны соседей по финансовому рынку стало более спокойным. «У банков и МФО совершенно разные целевые группы клиентов. Ближайшими конкурентами для них являются, пожалуй, ломбарды с аналогичными ставками и сроками», — считает Дмитрий Суплаков, руководитель направления проектов и анализа банка «Кольцо Урала». Он согласен, что большинству банков неинтересны микроскопические займы. По словам Сергея Кульпина, управляющего Уральским филиалом ВТБ 24, с потребителями МФО банки не готовы взаимодействовать. «Возможно, эти клиенты нетрудоустроены, не имеют постоянного источника дохода или у них испорчена кредитная история. Может быть, они сами не доверяют банкам. Но абсолютно точно: спрос на услуги МФО есть», — уверен г-н Кульпин.
Олег Попков, директор департамента малого и среднего бизнеса ВУЗ-банка, добавляет: «Нередко банки отказывают малому бизнесу в кредитах из-за текущей закредитованности. Есть такое понятие «финансовая игла», когда заемное финансирование служит уже не источником развития бизнеса компании, а зависимостью». Но г-н Попков обращает внимание на то, что для потребителей услуг МФО пока сохраняются риски, связанные с нечетким госрегулированием отрасли, ее непрозрачностью. Опасение, по его мнению, вызывает использование микрофинансистами личных данных заемщиков, а также действия в случае просрочек (штрафы, преследование коллекторами).
Несмотря на то что банки как будто бы не считают МФО конкурентами, точкой преткновения могут стать кадры. Судя по объявлениям на городских порталах, многие МФО находятся в стадии формирования команды, занимаются привлечением персонала — кредитных специалистов, коллекторов, территориальных директоров. И по данным кадровых агентств, банковские работники не без внимания рассматривают предложения о переходе в МФО. «Тем, кто добился успеха в банке на каких-то неплохих позициях, может быть интересно попробовать себя в качестве руководителя МФО, развивая навыки организации собственного бизнеса по выдаче кредитов», — считает Юлия Павлова, ведущий специалист службы подбора персонала кадрового центра «ЮНИТИ».
Не согласны равнять себя с МФО и ломбарды. «МФО нам не конкуренты. К ним идут клиенты, которым в банках отказали. К нам идут те, кто в банки в принципе не ходит, поскольку нуждается в сумме от 1 до 3 тыс. руб. К тому же у МФО очень высокие ставки», — рассуждает Евгений Потоцкий, президент Ассоциации уральских ломбардов. Он напоминает, что в свое время у ломбардов тоже были бешеные проценты — на этапе становления, но постепенно они снизились: высокая конкуренция отрегулировала цены. «Нужно время, чтобы понять, как будут развиваться МФО. Пока у них полная свобода действий, но все может измениться. К ломбардам законодатель относится очень строго: нужно получить регистрационное удостоверение, иметь помещение для хранения золота и многое другое», — поясняет г-н Потоцкий.
МФО между тем пытаются защищать свою маржу. По словам г-на Мальцева, из ежедневных 2% самой компании достается максимум 0,5%. Остальное идет на аренду точек продаж, зарплату сотрудникам, компенсацию рисков. Так, на каждые выданные 5 тыс. руб. приходятся те же издержки, что и на среднестатистический банковский кредит (обработка заявки, внесение данных в кредитное бюро и т. д.). Впрочем, по мнению Дмитрия Попова, в ближайшие три года этот бизнес все равно будет доходнее банковского.
Риски нарастут
5,5%
|
просрочка МФО в 2011 г.
|
7-9%
|
прогнозируемый уровень
|
Источник: коллекторское агентство «Секвойя Кредит Консолидейшн».
МФО в законе
Свердловские организации, включенные в реестр МФО
ООО «Минизайм»
ОАО «МАГНА»
ООО «Кэш Офис Мобильные Деньги»
ООО «Кампания «Восток-сервис»
ООО «АлДен»
ООО «УралФинанс-Е» («Экспресс Деньги»)
ООО «ТехногенПроект»
ЗАО «ФинСервис ЕК»
ООО «Финанс Групп»
ООО «Просто деньги»
ООО «Июль»
ООО «Русская Финансовая Компания — МИКРОФИНАНС»
ООО «РеалФинанс».
ООО «ИнвестПроект» (Лесной)
ООО «АН БизнесИнвест» (Лесной)
ООО МФО «Кредитный брокер» (Серов)
ООО «Кубышка» (Серов)
Источник: данные РО ФСФР в УрФО на февраль 2012г.