Меню

Легко стать кредитором

В России насчитывается 1 433 микрофинансовых организации (МФО). Год назад их было 200. По данным ФСФР, 90% этих компаний сосредоточены в регионах, в основном там, где плохо развиты кредитные рынки.

 

Галопирующий рост МФО подстегивают спрос на супердорогие кредиты «для всех» и невысокий порог вхождения.

Портфель микрозаймов в России в конце 2011 г. составлял 32 млрд руб. (прирост за год — 34,06%). При этом спрос на микрофинансирование, по оценкам аналитиков, сегодня в 10 раз выше — 320 млрд. По прогнозам к концу 2012 г. рынок микрокредитования может достичь 55,5 млрд руб. «Один из основных факторов роста — дефицит ликвидности для малого и среднего бизнеса. Коммерческие банки по-прежнему не заинтересованы в кредитовании МСБ: оно несет значительные риски. Малые предприятия ограничены в получении денег, но в целом экономическая конъюнктура улучшается, деловая активность растет. В итоге мы имеем высокий спрос на инструменты микрофинансирования», — поясняет Анна Мишустина, аналитик ИК «ФИНАМ».

Свердловскую область рост МФО стороной не обошел. Число компаний, выдающих микрозаймы частным лицам и предпринимателям в среднем под 700% в год, с начала 2012 г. увеличилось с 19 до 23. Микрофинансовой деятельностью помимо МФО занимаются кредитные кооперативы, ломбарды, жилищные накопительные кооперативы и др. Микрофинансирование как отдельное направление развивают и некоторые банки, например екатеринбургский ВУЗ-банк. К слову, большая часть участников рынка МФО — экс-банкиры или бывшие собственники ломбардов. Впрочем, бизнесменов, не связанных с оказанием финансовых услуг, микрофинансирование тоже привлекает — высокой маржой.

Но рынок МФО еще формируется. Это касается не только количества организаций, но и требований закона к игрокам, а также выбора устойчивых моделей бизнеса. Микрофинансовая деятельность была легализована лишь в начале 2011 г. и идет путем проб и ошибок. На то, чтобы устояться, рынку, по разным оценкам, нужно от полугода до трех лет. А пока собственники МФО осторожно говорят о бизнес-результатах своих начинаний. Риски в их деятельности играют определяющую роль.

Эксперты не исключают выхода на российский рынок международных МФО: раньше иностранцев останавливало, например, отсутствие специального законодательства в России. Но большее значение сегодня — у теневых компаний, которые выдают микрозаймы. Пока ответственности за работу серых МФО не установлено, их влияние на рынок снизить практически невозможно.

Играть по правилам не научились

Потребность в регулировании рынка МФО возникла относительно недавно. Специальный закон начали писать в 2007 г., когда под микрофинансированием понимали в основном выдачу небольших займов мелкому бизнесу. Но в 2008-м стали расти компании, специализирующиеся на займах населению до зарплаты (pay day loans). В итоговом законе, который вступил в силу в 2011 г., разработчикам пришлось учесть все виды микрозаймов.

В документе пока не так много ограничений, одно из главных — максимальный размер займов не может превышать 1 млн руб. Кроме того, МФО не вправе прописывать в договоре возможность одностороннего изменения условий кредитования (в отличие от банков) и брать штраф за досрочное погашение ссуд. Привлечение вкладов физлиц — также под запретом (исключение — деньги учредителей или кредиторов МФО). Нет требований по уровню минимального капитала, как у банков, или необходимости вступать в саморегулируемые организации (как у кредитных кооперативов). Процентные ставки МФО тоже никто не регулирует — в этом плане у игроков полная свобода творчества.

Чтобы создать МФО, сегодня достаточно подать в ФСФР пакет документов, свидетельствующий об организации юрлица (госрегистрация, копии учредительных документов и т. д.), а также заявление о внесении данных в реестр МФО. При положительном решении к выдаче займов можно приступать уже через две недели. Поэтому ажиотаж среди желающих пополнить ряды мини-кредиторов вполне понятен. Сами микрофинансисты прямо называют сложившийся режим вольницей. «Сейчас этот бизнес достаточно легко начать: простейшие требования по организации, низкие барьеры для входа, минимум надзора», — отмечает Дмитрий Попов, исполнительный директор МФО «Просто деньги». Ему есть с чем сравнивать: г-н Попов — экс-банкир со стажем 14 лет (последняя банковская должность — директор департамента малого и среднего бизнеса ВУЗ-банка).

Следить за рынком МФО должны Минфин и ФСФР. Но контроль последней сводится в основном к сбору отчетности и выездным проверкам. По данным службы, МФО небрежно относятся и к немногим своим обязанностям: за 2011 г. отчетность в уральскую ФСФР представили лишь пять местных организаций (из 19 существовавших на тот момент). Выяснилось, что есть компании, которые игнорируют основные нормы: зафиксированы выдачи займов на сумму свыше 1 млн руб., многие нарушают правило раскрытия условий предоставления микрозаймов. Среди отчетов есть недостоверные. Впрочем, возможность исправить ошибки у МФО есть: прежде чем штрафовать (а для юрлиц штраф за непредставление отчета достигает 700 тыс. руб.), ФСФР выносит предупреждения. «Наша задача состоит в помощи новым участникам адаптироваться, в том числе правильно заполнять и представлять отчеты. Все поднадзорные ФСФР организации когда-то начинали и делали ошибки — и профучастники рынка ценных бумаг, и акционерные общества. Но за неоднократные нарушения (в течение года) требований законодательства ФСФР уполномочена исключить МФО из реестра», — напоминает Анастасия Целищева, замначальника отдела организации и проведения надзорных мероприятий на финансовых рынках РО ФСФР в УрФО.

С развитием этого рынка обязанностей для его игроков прибавится: из последних вносимых в закон предложений — требование ко всем МФО сдавать данные в кредитные бюро, а также раскрывать в договоре полную стоимость займов. В будущем разработчики закона не исключают введения требования по минимальному размеру собственных средств. «Я с пониманием смотрю на небольшие ужесточения. Но надзор должен быть гораздо мягче, чем в отношении банков. Если устанавливать требования к капиталу, то надо найти некий баланс. Например, сумму в 10 млн руб. я считаю адекватной», — комментирует Дмитрий Попов. Напомним, банковский капитал в России не может быть ниже 180 млн руб. Одновременно участники рынка предлагают расширить права МФО: например, дать возможность наиболее развитым компаниям вступать в систему страхования вкладов.

МФО предпочитают pay day loans

По данным НАУМИР, около 60% российских МФО специализируются на кредитовании микробизнеса. Спрос на такие услуги не мал. Так, из 500 бизнесменов, опрошенных компанией «Финотдел» (один из лидеров отечественного рынка МФО, представлена на Урале), 15% хотя бы раз пользовались микрозаймами  — когда не могли получить кредит в банках из-за отсутствия ликвидного залога или высоких рисков бизнеса.

Ситуация в Свердловской области несколько отличается. По данным уральского отделения ФСФР, основную часть микрозаймов составляют ссуды до 45 тыс. руб., поз­воляющие гражданам решить финансовые проблемы до зарплаты. «Возможно, в Москве большая часть МФО — кредиторы малого бизнеса. Но специфика нашей области в том, что почти все работают с населением. И наиболее популярный формат и среди самих МФО, и среди потребителей — деньги до зарплаты. Да и микробизнеса на Среднем Урале относительно немного», — поясняет г-н Попов.

Так, компания «Экспресс Деньги» (ООО «УралФинанс-Е») предлагает различные варианты — от потребительских до займов индивидуальным предпринимателям: на развитие бизнеса, покупку оборудования и т. д. Однако 99% обратившихся — физлица, которые просят ссудить их деньгами на срок не дольше двух недель. Максимальный размер такой ссуды не превышает 50 тыс. руб., ставка — 1,5-2% в день. «Лишь 1% наших клиентов — ИП», — уточняет директор компании Евгений Мальцев. Его МФО начинала с Тюмени и Челябинска, в Екатеринбурге по­яви­лась в ноябре 2011 г. До этого г-н Мальцев развивал сеть ломбардов, поэтому бизнес микрофинансирования ему близок. Екатеринбургская компания «Минизайм» Андрея Измоденова на другие ниши, кроме pay day loans, и не посягает. «Мы выдаем от 1 до 5 тыс. руб. сроком до 15 дней под 2% в день», — говорится на сайте организации.

На кредитовании населения сконцентрировалась и МФО «Просто деньги». Однако Дмитрий Попов утверждает, что займы до зарплаты — не его ниша. «Наш клиент по каким-то причинам недооценен в банках. Это пенсионеры, бюджетники, инвалиды. Банки по-прежнему не любят мелкие суммы, а мы выдаем по 15-25 тыс. руб. Средний срок кредитования — девять месяцев. В этом плане мы ближе к кредитным организациям, чем к МФО, ссужающим до зарплаты. Людей с подпорченной кредитной историей тоже захватываем. Некоторым удается с помощью МФО ее выправить, и при последующем обращении в банк шансы получить там кредит выше», — рассказывает г-н Попов. Ставка для работающих граждан в МФО «Просто деньги» — 0,46% в день, а для пенсионеров — 0,3%.

Между тем утверждать, что все свердловские МФО не заинтересованы кредитовать бизнес, неверно. Например, компания «Магна» Дениса Плаксина с 2012 г. решила переориентироваться на автокредиты и финансирование мелких строителей, и теперь мелкий бизнес и ИП — ее основной сегмент (подробнее — на с. 30).

Большинство МФО выбирают легкий формат представительств, чтобы быть ближе к целевой аудитории. «Экспресс Деньги», например, разместила в торговых сетях Екатеринбурга («Пикник», «Монетка», «Купец», «Курико» и др.) более 20 киосков экспресс-займов. Примерно так же действуют большинство игроков. Получается не у всех. Например, «Магна» из-за высокой стоимости аренды вынуждена была закрыть такие точки, сосредоточившись на немногочисленных классических офисах. «Нам тоже не везде пока удается окупать затраты на аренду и зарплату кредитному специалисту», — признает Евгений Мальцев. Поэтому делать выводы, насколько успешно сложится бизнес, он не спешит.

Компания «Просто деньги» экономит на точках продаж. «Наша бизнес-модель — доставка займов на дом. Клиент оставляет заявку по телефону (мы запрашиваем у него информацию, которая позволяет в течение получаса принять решение о кредитовании). Дальше специалист выезжает на место. Если заявку приняли днем, то вечером наш представитель уже может привезти договор займа и банковскую карту, на которую зачисляются деньги», — объясняет Дмитрий Попов. Бизнесмен сравнивает эту модель с работой такси: заявки распределяются специалистам в зависимости от территории и занятости. Так, МФО может ссужать деньги жителям отдаленных населенных пунктов, если в них есть представитель компании. В ближайшие три года МФО «Просто деньги» планирует покрыть все населенные пункты УрФО с численностью жителей от 3 тыс. человек (в том числе — за счет продажи франшиз).

Между тем ниша pay day loans — небесконечна. Особенно учитывая, что количество МФО в ближайшие три года, по прогнозам, будет в три раза больше банков (если надзор не ужесточится слишком серьезно). И МФО это понимают. По мнению участников рынка, сегмент денег до зарплаты в Свердловской области достаточно скоро насытится. И компании пойдут искать новых клиентов в незанятые населенные пункты или по примеру Москвы заинтересуются кредитованием бизнеса.

Переманить кадры

После принятия закона отношение к МФО со стороны соседей по финансовому рынку стало более спокойным. «У банков и МФО совершенно разные целевые группы клиентов. Ближайшими конкурентами для них являются, пожалуй, ломбарды с аналогичными ставками и сроками», — считает Дмитрий Суплаков, руководитель направления проектов и анализа банка «Кольцо Урала». Он согласен, что большинству банков неинтересны микроскопические займы. По словам Сергея Кульпина, управляющего Уральским филиалом ВТБ 24, с потребителями МФО банки не готовы взаимодействовать. «Возможно, эти клиенты нетрудоустроены, не имеют постоянного источника дохода или у них испорчена кредитная история. Может быть, они сами не доверяют банкам. Но абсолютно точно: спрос на услуги МФО есть», — уверен г-н Кульпин.

Олег Попков, директор департамента малого и среднего бизнеса ВУЗ-банка, добавляет: «Нередко банки отказывают малому бизнесу в кредитах из-за текущей закредитованности. Есть такое понятие «финансовая игла», когда заемное финансирование служит уже не источником развития бизнеса компании, а зависимостью». Но г-н Попков обращает внимание на то, что для потребителей услуг МФО пока сохраняются риски, связанные с нечетким госрегулированием отрасли, ее непрозрачностью. Опасение, по его мнению, вызывает использование микрофинансистами личных данных заемщиков, а также действия в случае просрочек (штрафы, преследование коллекторами).

Несмотря на то что банки как будто бы не считают МФО конкурентами, точкой пре­ткновения могут стать кадры. Судя по объявлениям на городских порталах, многие МФО находятся в стадии формирования команды, занимаются привлечением персонала — кредитных специалистов, коллекторов, территориальных директоров. И по данным кадровых агентств, банковские работники не без внимания рассматривают предложения о переходе в МФО. «Тем, кто добился успеха в банке на каких-то неплохих позициях, может быть интересно попробовать себя в качестве руководителя МФО, развивая навыки организации собственного бизнеса по выдаче кредитов», — считает Юлия Павлова, ведущий специалист службы подбора персонала кадрового центра «ЮНИТИ».

Не согласны равнять себя с МФО и ломбарды. «МФО нам не конкуренты. К ним идут клиенты, которым в банках отказали. К нам идут те, кто в банки в принципе не ходит, поскольку нуждается в сумме от 1 до 3 тыс. руб. К тому же у МФО очень высокие ставки», — рассуждает Евгений Потоцкий, президент Ассоциации уральских ломбардов. Он напоминает, что в свое время у ломбардов тоже были бешеные проценты — на этапе становления, но постепенно они снизились: высокая конкуренция отрегулировала цены. «Нужно время, чтобы понять, как будут развиваться МФО. Пока у них полная свобода действий, но все может измениться. К ломбардам законодатель относится очень строго: нужно получить регистрационное удостоверение, иметь помещение для хранения золота и многое другое», — поясняет г-н Потоцкий.

МФО между тем пытаются защищать свою маржу. По словам г-на Мальцева, из ежедневных 2% самой компании достается максимум 0,5%. Остальное идет на аренду точек продаж, зарплату сотрудникам, компенсацию рисков. Так, на каждые выданные 5 тыс. руб. приходятся те же издержки, что и на среднестатистический банковский кредит (обработка заявки, внесение данных в кредитное бюро и т. д.). Впрочем, по мнению Дмитрия Попова, в ближайшие три года этот бизнес все равно будет доходнее банковского. 

 

 

 

Риски нарастут

5,5%

 

просрочка МФО в 2011 г.

 

7-9%

 

прогнозируемый уровень
просрочки в 2012 г.

 

Источник: коллекторское агентство «Секвойя Кредит Консолидейшн».

 

МФО в законе

Свердловские организации, включенные в реестр МФО

ООО «Минизайм»

ОАО «МАГНА»

ООО «Кэш Офис Мобильные Деньги»

ООО «Кампания «Восток-сервис»

ООО «АлДен»

ООО «УралФинанс-Е» («Экспресс Деньги»)

ООО «ТехногенПроект»

ЗАО «ФинСервис ЕК»

ООО «Финанс Групп»

ООО «Просто деньги»

ООО «Июль»

ООО «Русская Финансовая Компания — МИКРОФИНАНС»

ООО «РеалФинанс».

ООО «ИнвестПроект» (Лесной)

ООО «АН БизнесИнвест» (Лесной)

ООО МФО «Кредитный брокер» (Серов)

ООО «Кубышка» (Серов)

Источник: данные РО ФСФР в УрФО на февраль 2012г.