«Люди порой откусывают больше, чем могут прожевать. Но любой стоящий начальник предпочтет иметь дело с людьми, которые замахиваются на лишнее, чем с теми, которые стараются сделать поменьше».
В США скончался экс-глава концернов Ford и Chrysler Ли Якокка. «Самый успешный топ-менеджер», которого называли национальным героем и возможным президентом Соединенных Штатов, умер в 94 года из-за осложнений от болезни Паркинсона. За свою карьеру Якокка успел спасти две корпорации от банкротства, разработать несколько популярных моделей автомобилей и даже отреставрировать статую Свободы. DK.RU собрал самые яркие цитаты Ли Якокка из его книги «Карьера менеджера».
— Если бы меня попросили описать в нескольких словах качества, присущие хорошему руководителю, я бы сказал, что основное — это умение принимать решения.
— Основой любого бизнеса являются люди, продукт и прибыль. На первом месте — люди. До тех пор, пока у вас не будет хорошей команды, вам мало что удастся сделать с двумя остальными аспектами.
Каждый, кто хочет научиться решать проблемы в бизнесе, должен уметь верно определять приоритеты.
— Каждый должен испить свою чашу до дна, — говорил мне отец, видя, что я огорчаюсь по поводу плохой оценки в школе или по какой-то другой причине. — Ты никогда не поймешь, что такое счастье, если тебе не с чем будет это сравнить.
— Благодаря Макнамаре я усвоил, что письменное изложение любой проблемы — это уже первый шаг к ее решению. В разговоре каждый собеседник допускает, пусть даже неосознанно, множество расплывчатых мест и недомолвок. Но когда вы излагаете свои мысли на бумаге, это заставляет вас более строго относиться к каждому слову и более точно определять его смысл. В этом случае становится значительно сложнее обмануть себя (да и других тоже).
— Способность концентрироваться на работе и эффективно использовать время — это все, или почти все, чтобы добиться успеха в бизнесе.
Запомните: каждый, кто что-нибудь купил, будь то дом, автомобиль или акции, в течение нескольких недель старается оправдать перед самим собой необходимость такой покупки, даже если чувствует, что допустил ошибку.
— Невзирая на то что говорится в учебниках, большинство важных решений в бизнесе принимаются конкретными людьми, а не комиссиями. Моя политика всегда заключалась в том, чтобы соблюдать нормы демократии вплоть до момента принятия решения. А потом я становлюсь безжалостным диктатором и говорю: «Итак, я всех выслушал. А теперь будем делать так, как я скажу».
— Необходимость регулярно очищать душу и умение различать, что такое хорошо и что такое плохо, всю жизнь были для меня самой лучшей психотерапией.
— Вдобавок ко всем инженерным наукам и курсам в сфере бизнеса я в течение четырех лет изучал также психологию и психопатологию. Я вовсе не шучу, утверждая, что это были, пожалуй, самые важные предметы за время моей учебы в университете. Вам это может показаться забавным каламбуром, но мне в дальнейшей работе значительно больше забот доставляли шарики, отсутствующие в головах некоторых сотрудников, чем в шарикоподшипниках.
— Руководитель должен побуждать всех своих подчиненных вносить вклад в общее дело и высказывать предложения по совершенствованию работы. При этом не обязательно принимать любое поступающее от них предложение, но если вы потом не подойдете к сотруднику и, похлопав по плечу, не скажете ему: «Молодец, это замечательная идея», он в следующий раз промолчит. Такой вид общения демонстрирует людям, что они тоже чего-нибудь стоят.
— Но надо знать моего отца. Он всегда считал, что «незачем ходить, когда можно бегать».
— Я все время замечал, что темп, в котором работает начальник, передается подчиненным.
Ошибки — это часть нашей жизни, и избежать их невозможно. Можно лишь надеяться, что они не обойдутся слишком дорого и что удастся избежать их повторения.
— В периоды сильного стресса и в сложных ситуациях всегда лучше найти какое-нибудь занятие, чтобы дать выход своим негативным эмоциям и направить скопившуюся энергию на что-то позитивное.
— Порой нужна большая беда, чтобы сплотить людей.
— Чем больше Дэйв ощущает, что он сам ставит перед собой конкретные цели, тем больше вероятность того, что на пути их достижения он головой пробьет каменную стену.
— Когда вы имеете дело с первоклассным товаром, то для его рекламы большого таланта не требуется.
Доверие можно заслужить только со временем, а пользоваться незаслуженным доверием невозможно.
— Я могу действовать на основе интуиции, но только когда догадки подтверждаются фактами.
— Во-первых, никогда не влезай в бизнес, связанный с крупными инвестициями, потому что банкиры в конечном итоге приберут все это к рукам (жаль, что я его не послушался). Во-вторых, когда времена становятся тяжелыми, будь поближе к общественному питанию, потому что, как бы плохо ни шли дела, есть людям все равно надо.
— Ты в состоянии нести ответственность за проект стоимостью 80 миллионов долларов. Так неужели ты не можешь спланировать свое рабочее время, чтобы выкроить за год две недели и провести их с семьей или съездить куда-нибудь отдохнуть?
— Как бы ни было плохо сегодня, помни, что все это обязательно пройдет.
— Люди порой откусывают больше, чем могут прожевать. Но любой чего-то стоящий начальник всегда предпочтет иметь дело с людьми, которые замахиваются на лишнее, чем с теми, которые стараются сделать поменьше.
Жаль, что не существует учебного заведения, где учили бы слушать.
— Пока вы идете по жизни, вам попадаются тысячи узких боковых тропинок, но действительно широкие развилки, определяющие выбор дальнейшего пути, встречаются очень редко — это момент критического испытания, момент истины.
— Подражание — это самая откровенная форма похвалы.
— Персонал предприятия — это как футбольная команда: ребята должны играть как единая команда, а не скопище ярких личностей.
— Когда уж вертишься, то надо вертеться, как сукин сын.
— Неудачи образуют естественную составную часть жизни, и надо тщательно выбирать способы реагирования на них.
У нас одна и только одна амбиция: быть наилучшими.
— В вашем распоряжении имеется 95% фактов, но вы затрачиваете еще шесть месяцев, чтобы добыть последние 5%. Когда вы их наконец добыли, оказывается, что они уже устарели, так как рыночная ситуация изменилась. Вся жизнь — это фактор времени.
— Начинайте свою речь с сообщения о том, что именно вы намерены сказать. Затем скажите именно это. В заключение повторите то, что вы уже сказали.
Чтобы сократить издержки, пришлось уволить много людей. Это как война: мы победили, но мой сын не вернулся.