Меню

Лидеры ушедшего лета: акции каких компаний помогли инвесторам разбогатеть

По итогам первой половины года большинство российских компаний показали негативные результаты, но есть среди них и исключения - Роснефть, Яндекс и Магнитогорский металлургический комбинат.

По результатам первого полугодия самым неприбыльным для инвесторов стал сектор телекоммуникационных компаний. Так, на 15,7%, до 23,6 млрд рублей сократилась чистая прибыль МТС по МСФО по отношению к первой половине 2015 года. Упала на 17,1% и выручка конкурента МТС – компании «МегаФон», сообщает Рамблер.Финансы.

Примечательно, что компании все меньше зарабатывать на мобильной связи, которая является основным бизнесом, и все больше – на сопутствующих услугах. В частности, выручка «Мегафона» от услуг мобильной связи снизилась на 2,3%, до 65,3 млрд рублей, а выручка от передачи данных – сопутствующего сегмента – выросла за последний год на 6,3% и составила 20,7 млрд рублей.

Падение рынка телекоммуникационных компаний, по мнению экспертов, связано с «сугубо рыночной» и общеэкономической причинами. Этот рынок уже достаточно развился и во многом достиг своих пределов, в связи с чем компании оказались ограничены в вопросе повышения цен. Во вором квартале этого года количество мобильных абонентов в России выросло на 4,6% по сравнению с первой половиной 2015-го и составило 74,7 млн человек, однако относительно первого квартала 2016-го количество абонентов не изменилось. Такая ситуация не позволяет телекоммуникационным компаниям повышать цены, поскольку их доходы во многом связаны с уровнем жизни граждан. Кроме того, на фоне остановившегося роста усилилась конкуренция между компаниями.

«Именно конкуренция не позволяет значительно повышать цены, которые, фактически, остались без изменений в последние несколько лет», – прокомментировал аналитик «Открытие Брокер» Андрей Кочетков.

Ужесточение конкуренции не повлияло на доходы тех компаний, которые готовы выходить на неосвоенные рынки. Хороший тому пример – Яндекс, чья выручка за первую половину текущего года выросла на 30% по сравнению с тем же периодом 2015-го и составила 18 млрд рублей. Каждый год выручка компании растет именно за счет сопутствующих услуг, а не поиска. Доходы от поиска и портала выросли на 26%, а выручка от электронной коммерции увеличилась на 46%.

А вот у другого крупнейшего игрока – Mail.RU Group – ситуация иная. Общая выручка за первое полугодие прибавила относительно 2015 года 11,6% и достигла 18,834 млрд руб., однако руководство компании заявляет, что если уровень потребительских расходов россиян не вырастет, то рост Mail.RU Group будет находиться «ближе к нижней границе диапазона». То есть и на Mail.RU Group, и на «Мегафон» в первую очередь влияет общее падение уровня благосостояния населения.

В металлургической отрасли наблюдается похожая ситуация – одни компании растут быстрее других. В частности, в первой половине этого года акции «Магнитогорского металлургического комбината» подорожали на 75%. Для сравнения: ценные бумаги «Новолипецкого металлургического комбината» за тот же полугодовой период подорожали на 50%. Разница в выручке между 1 и 2 кварталами 2016-го еще более очевидна: у «ММК» рост составил 47,8%, а у «НЛМК» - только 18,52%.

Рост компаний во многом зависит от того, как к ним относятся мировые рынки и какова на текущий момент стоимость нефти. Пример «Роснефти», акции которой растут, в этом случае показателен: сырье дорожает, а рынок ждет увеличения объемов нефтедобычи. Если тенденция сохранится, и стоимость нефти продолжит подниматься, не только у отдельных отраслей, но и у всей экономики России в целом появятся перспективы для постепенного восстановления.