Меню

ЛИЗИНГОВЫЕ КОМПАНИИ - 30.10.2006

Рынок лизинговых фирм Екатеринбурга активно развивается. Главная причина — общий рост экономики региона. Компании вкладывают деньги в основные фонды, которые все чаще обновляются по лизинговым схем

Рынок лизинговых фирм Екатеринбурга активно развивается. Главная причина — общий рост экономики региона. Компании вкладывают деньги в основные фонды, которые все чаще обновляются по лизинговым схемам. Объемы профинансированных средств ежегодно увеличиваются в два­три раза. Эксперты ожидают, что рынок будет продолжать расти быстрыми темпами по крайней мере еще несколько лет. В первую очередь за счет клиентов из сферы малого и среднего бизнеса.

ЭКСПЕРТЫ

Евгений Вертипорох - директор уральского филиала компании «РГ Лизинг»

Андрей Истомин - руководитель группы лизинговых компаний «Ураллизинг»

Алексей Лесников - директор лизинговой компании «АС Финанс»

Валентина Полякова - начальник отдела маркетинга ЗАО «ДельтаЛизинг»

Павел Филимонов - директор ООО «СКБ­лизинг»

Наталья Яковлева - директор екатеринбургского филиала ООО «Райффайзен­Лизинг»

Родион Ямалов - директор по Уральскому региону компании Europlan

 **************************************************************************************************************************************

Почему снижается рентабельность лизинговых фирм?

 Зачем компании идут в розницу?

 Сколько лизинговых компаний останется в Екатеринбурге через три года?

*************************************************************************************************************************************

Чем выше уровень развития рынка, тем сложнее на него выходить новым игрокам. Андрей Истомин, руководитель группы лизинговых компаний «Ураллизинг», вспоминает, что шесть лет назад открыть независимую лизинговую компанию и попасть в число лидеров было достаточно просто: «Чтобы начать дело, нам потребовалось вложить всего около 15 тыс. руб. (уставный капитал, компьютер). В сегодняшних условиях мы такой бизнес, наверное, не смогли бы создать — банки отказываются сотрудничать с новыми неизвестными организациями. Поздно. Поезд ушел».

Рынок лизинга интенсивно растет

На рынке Екатеринбурга, по оценкам экспертов, работает примерно 30 лизинговых компаний. Наталья Яковлева, директор екатеринбургского филиала ООО «Райффайзен-Лизинг», оценивает, что среди активных игроков 40% составляют лизинговые фирмы, созданные при производителях, 35% — сформированные при банках, 15% — государственные и 10% — независимые.

За последний год в регионе появились новые компании федерального масштаба (московский «Интерлизинг», новосибирский «ДельтаЛизинг»). Валентина Полякова, начальник отдела маркетинга ЗАО «ДельтаЛизинг», подчеркивает, что уральский рынок, в отличие от Дальнего Востока и Сибири, где организация начала работать раньше, лучше охвачен федеральными лизинговыми операторами: «Дальше Урала многие столичные лизинговые компании пока не продвинулись».

Новые федеральные игроки считают, что регион еще почти не освоен. Валентина Полякова: «Емкость уральского рынка очень высока, и конкуренция остро не ощущается. Пока чувствуется даже дефицит предложения».

Точных данных об объеме рынка лизинга Екатеринбурга нет, а потому оценки экспертов существенно расходятся. Как сообщил Андрей Истомин, в Свердловской области объем сделок превышает $600 млн в год (для сравнения: в целом по России за тот же период — $10 млрд). Алексей Лесников, директор лизинговой компании «АС Финанс», оценивает местный рынок в $300 млн.

Опрошенные «ДК» эксперты сходятся во мнении, что в Свердловской области есть все условия для развития лизинга — объемы инвестиционных проектов местных предприятий растут год от года. «Екатеринбург, вероятно, занимает второе-третье место в стране по объему лизингового рынка. Несколько лет назад лизинг был экзотическим инструментом, сейчас уже нет. В связи с увеличением объемов рынка возрастает количество желающих «поучаствовать в разделе», — комментирует ситуацию г-н Истомин.

Наталья Яковлева соглашается, что популярность лизинга значительно повысилась: «За последние год-два коммерческие предприятия, уже использующие этот финансовый инструмент, убедились, что получают не только долгосрочное финансирование, но и налоговые преимущества (лизинг позволяет экономить на налоге на прибыль, налоге на имущество. — Прим. ред.). Компании уже не рассматривают лизинг как новый недоступный инструмент».

По мнению Родиона Ямалова, директора по Уральскому региону компании Europlan, рынок мог бы расти еще быстрее, если бы предприятия активнее цивилизованно оптимизировали налоговые платежи. «Мало кто сегодня рассматривает свой бизнес не с точки зрения прибыли или рентабельности, а с позиции получения налоговых льгот, — рассуждает г-н Ямалов. — Предприниматели нередко мыслят стереотипами, создавая несколько «фирмочек-прокладочек», вместо того чтобы воспользоваться налоговыми послаблениями с помощью лизинга». Однако, как прогнозирует Родион Ямалов, уже через год-два брать основные фонды в лизинг станет столь же обыденным явлением, как сегодня получать потребительские кредиты: «Если кредит — это арифметика, то лизинг — алгебра».

Относительно темпов роста рынка не все эксперты единодушны. По словам Андрея Истомина, в течение последних трех лет лизинговый рынок ежегодно растет примерно в два раза. Алексей Лесников оценивает рост в 40%. Рынок близок к насыщению — убежден г-н Лесников: «Банки для малого и среднего бизнеса стали продвигать кредиты, замещающие лизинг. Экономия по налоговым сборам, о которых так любят говорить, для бизнеса не столь уж существенна».
Г-н Лесников не считает преимуществом лизинговых компаний и оперативность принятия решений — клиенты обращаются за финансированием инвестиционных проектов, которые планируют заблаговременно.

Впрочем, большинство игроков не разделяют пессимизма Алексея Лесникова. Андрей Истомин не рассматривает банки в качестве конкурентов: «Для малого бизнеса кредиты пока стоят существенно дороже, чем лизинг, и малый бизнес все чаще обращается к этому инструменту». Среди клиентов «Ураллизинга» есть предприятия, которые не смогли получить кредиты в банках, но привлекли финансирование по лизинговой схеме, рассказывает г-н Истомин.

Доходность лизингового бизнеса падает

Если количество сделок и общий объем профинансированных средств ежегодно увеличиваются, то рентабельность лизингового бизнеса, напротив, неуклонно снижается. Андрей Истомин: «Шесть лет назад мы работали с маржой 4-5%, теперь она составляет 2,5%. Наценка и дальше будет падать. Именно поэтому особое значение приобретает такой показатель, как большая клиентская база, которую обслуживает компания». Павел Филимонов, директор ООО «СКБ-лизинг», считает уменьшение рентабельности нормальным явлением — комиссии лизинговых компаний падают вместе со ставкой рефинансирования (в этом году Центробанк сокращал ее уже дважды — до 11,5 и 11%). «Рентабельность уже сейчас находится на минимальном уровне. Если она будет снижаться и дальше, то встанет вопрос о целесообразности работы в лизинговом бизнесе», — рассуждает г-н Филимонов.

Евгений Вертипорох, директор уральского филиала компании «РГ Лизинг», говорит, что доходность бизнеса будет падать по мере усиления конкуренции: «Если в прошлом году она была незначительной, то с приходом федеральных игроков существенно усилилась. В итоге перед компаниями особенно остро встал вопрос оптимизации издержек».

Один из способов минимизировать затраты — специализироваться. Пока большая часть компаний, работающих на лизинговом рынке Екатеринбурга, позиционируют себя как универсальные, предоставляя полный спектр услуг (лизинг транспорта, оборудования и недвижимости). Однако Родион Ямалов считает, что в регионе уже наметилась тенденция к специализации игроков по масштабу клиентов: «Тот, кто рассчитывает на успех, должен искать свою нишу. Точно так же, как в футболе: если хочешь быть лучшим, ты должен обладать уникальным стилем игры». Г-н Ямалов выделяет два ярко выраженных сегмента рынка — розницу и специализацию на обслуживание крупных клиентов. В первом случае фирмы минимизируют издержки, максимально стандартизируя процедуры, стараясь уменьшить время принятия решения. К розничным компаниям г-н Ямалов относит, например, Europlan, «Каркаде», «Ураллизинг». При организации крупных сделок каждый заказ можно рассматривать индивидуально. Фирмы, работающие в этом сегменте, Родион Ямалов называет «бутиковыми». По его наблюдению, это в основном организации, созданные при банках. К примеру, в компании «СКБ-лизинг», как рассказывает Павел Филимонов, до 2005 г. суммы профинансированных сделок по приобретению автомобилей и промышленного оборудования примерно совпадали, а сейчас до 90% бизнеса приходится на лизинг оборудования. «Мы делаем ставку на это направление, поскольку трудозатраты по обслуживанию лизинговой сделки по покупке автомобиля и производственной техники примерно равны, а финансовый эффект из-за разницы в стоимости существенно отличается», — объясняет выбор
г-н Филимонов.

В перспективе, уверены специалисты, большинству лизинговых компаний придется все же сосредоточиться на работе в розничном сегменте. Валентина Полякова отмечает, что тенденция к снижению средней суммы сделки заметна на рынке уже сейчас: «Растет спрос со стороны небольших предприятий, заинтересованных в финансировании на $50-100 тыс. Число клиентов, которые осваивают миллионы, постепенно уменьшается. Малый и средний бизнес, наоборот, активно развивается».
Г-жа Полякова считает, что, ориентируясь на некрупных клиентов, лизинговая компания может диверсифицировать портфель и сделать свое финансовое положение более устойчивым.

Как прогнозирует Алексей Лесников, падение доходности бизнеса скажется на количестве игроков: по его подсчетам, через два-три года в Свердловской области останется около десяти лизинговых компаний с крупными объемами операций и качественным сервисом. «Этого для нашего рынка достаточно, — отмечает г-н Лесников. — Владельцы скромных лизинговых фирм просто будут вкладывать свои средства в более рентабельные проекты».

Компании развивают новые направления лизинга

Традиционно лизинговые операторы активно занимаются финансовой арендой промышленного оборудования и транспорта. По данным ТОП-листа «ДК», на эти объекты приходится 96% объемов. Быстрее всего, по оценке Андрея Истомина, растут объемы сделок со строительным оборудованием и автотранспортом. Если в прошлом году «Ураллизинг» профинансировал покупку 200 легковых автомобилей, то в нынешнем этот показатель достигнет 1000.

Уже несколько лет участники рынка говорят о предстоящем росте сегмента лизинга коммерческой недвижимости. Но доля операций со зданиями и сооружениями в общем объеме профинансированных средств пока чрезвычайно мала — всего 4% (по данным ТОП-листа «ДК»). «Компании не концентрируют внимание на недвижимости, пока есть высокий спрос на лизинговые операции в других секторах (авто, промышленное оборудование)», — отмечает Евгений Вертипорох. Но тем не менее он считает этот сектор одним из наиболее развивающихся. «В Европе лизинг недвижимости по популярности находится на том же уровне, что и сделки с автотранс­портом. Проблема в том, что на оформление операций с недвижимостью уходит много времени и сил. Для сравнения: сделка по приобретению автомобиля в лизинг в «РГ Лизинг» занимает два-три дня, промышленного оборудования — примерно месяц, на сделку же по приобретению помещения потребуется уже не менее трех месяцев. Именно поэтому мы оформляем в лизинг только достаточно дорогую недвижимость (от $500 тыс.). Иначе высок риск не оправдать вложения», — пояснил г-н Вертипорох.

Андрей Истомин считает, что реализовывать квадратные метры по лизинговым схемам не заинтересованы прежде всего сами продавцы: «Помещения и так очень хорошо продаются». Г-н Истомин обозначил еще два препятствия для развития финансовой аренды недвижимости: проблемы с документальным оформлением сделок и расчеты «в конвертах»: «Сегодня практически невозможно собрать полный пакет документов по конкретному помещению. Кроме того, многие объекты вторичной недвижимости по бумагам стоят дешевле рыночной цены. При покупке требуется доплата наличными деньгами. Мы таким образом проводить сделку не можем».

Несмотря на немалое количество проб­лем, лизинг недвижимости будет отвоевывать позиции, прогнозируют эксперты. По данным ТОП-листа «ДК», за последний год доля этих сделок в портфелях компаний, работающих на рынке Екатеринбурга, возросла лишь на 1%. Андрей Истомин предполагает, что в лизинг будут оформлять в первую очередь новостройки — заключить сделку на финансирование покупки помещения на первичном рынке существенно проще, чем на вторичном.