Бизнес-консультант Майкл Эллсберг критикует действующую систему образования за ложность целей, излишнюю академичность и формальность и считает высшее образованием «пузырем», который вот-вот лопнет.
Свое мнение писатель подтверждает десятками развернутых интервью с предпринимателями. Основываясь на их опыте, Эллсберг призывает развивать практический интеллект, а идеальным инструментом для практичного самообразования является собственный бизнес. Портал «Профессионалы.ру» опубликовал некоторые умозаключения Майкла Элсберга.
— Вам внушили ложное убеждение. Вам говорили: если прилежно учиться в школе, поступить в хороший вуз и с успехом его окончить, то успех в жизни гарантирован. Но сегодня все иначе. Если вы хотите добиться успеха в современном мире, следует заняться получением навыков, полезных в реальной жизни.
Конечно, в университете можно научиться множеству замечательных вещей, но они не имеют никакого отношения к успешной карьере или финансовому благополучию.
Вы можете развить эрудицию, отточить навыки критического мышления, расширить свой кругозор, c восторгом окунувшись в богатое культурное и интеллектуальное наследие великих мыслителей. Все это достойные устремления. Но не стоит думать, что сосредоточенно занимаясь всеми этими делами и получив в подтверждение диплом, вы можете рассчитывать на успешное трудоустройство.
У людей индустриальной эпохи основное занятие в возрасте от 6 до 22 лет было получение хороших оценок. Это же просто нелепо! Как вообще кому-то могло прийти в голову, что усердие в учебе служит необходимым и достаточным условием успеха в жизни?
Почему мы убедили себя в том, что именно так правильно проводить лучшие шестнадцать лет своей жизни? Почему нужно тратить свою молодость — годы жизни с огромным потенциалом, полные энтузиазма, энергии, творчества и веселья, — на получение красивых бумажек, подтверждающих изучение определенной академической программы?
Питер Тиль убежден, что индустрия высшего образования вот-вот последует по незавидному пути рынка недвижимости.
Многие люди совершили весьма серьёзную ошибку при покупке недвижимости: они принимали решение об ипотеке, сравнивая расходы на нее с расходами на аренду. Но если при аренде недвижимости всегда остается широкий выбор, при покупке он значительно сужается. Следовательно, покупка должна обходиться гораздо дешевле аренды — как компенсация за потерю тех вариантов, от которых добровольно отказываешься, — говорит он.
С инвестициями в образование происходит то же самое. Более-менее рентабельными являются курсы для младшего медперсонала и инженерные специальности. Это два чуть ли не единственных решения в области профессионального обучения, которые нельзя с полным основанием отнести к высокозатратным и бесполезным. Выбрав их, вы соглашаетесь провести множество вечеров пятницы в библиотеке за зубрежкой формул органической химии или решением технических задач.
Даже в тех редких случаях, когда учебу в колледже можно считать рентабельными инвестициями, это так только при условии, что вы пойдете учиться дальше и будете работать по выбранной специальности до конца жизни. Однако в этом случае вы в самом начале жизненного пути, еще восемнадцатилетним юнцом, на всю оставшуюся жизнь ограничиваете свой выбор до одного.
Высшее образование необходимо, если вы хотите стать юристом, врачом, профессором. А предпринимателю оно необязательно.
Я отнюдь не считаю, что молодежи ни в коем случае не следует поступать в колледжи и университеты. И вовсе не думаю, что все должны идти в предприниматели. Но, по-моему, учитывая огромные расходы на образование, настало время хорошенько поразмыслить над тем, что происходит в этой области, чем раньше мы это сделаем, тем лучше.
Самое странное, на мой взгляд, что образование, по сути, превратилось в жизненный путь, позволяющий людям вообще не думать.
Я знаю, о чем говорю, ибо основываюсь на собственном опыте. К примеру, практически все люди, добившиеся большого успеха, и особенно предприниматели, владеют навыком создания эффективной команды; они прекрасно знают, как работать с людьми. А ведь этому не учат ни в одном коллежде или университете.