«Цепочка от привлечения внимания до обращения «в веру» схлопнулась до нуля: достаточно, чтобы человек был в онлайне». Гендиректор компании ИНСИС — о простых способах «интернет-гигиены» для подростков.
Всполошившая пользователей Рунета история с «группами смерти» — сообществами в соцсетях, где призывают подростков совершать самоубийства, запустила новую дискуссию о том, как уберечь детей от опасного интернет-контента. Гендиректор интернет-провайдера ИНСИС Артем Черанёв в своей колонке на DK.RU велосипеда не изобретает и Америки не открывает, а лишь напоминает о простых, «гигиенических», вещах, соблюдая которые можно вовремя заметить подводные камни и скорректировать воспитательный курс.
Гендиректор интернет-провайдера ИНСИС Артем Черанев:
— Чем современная реальность отличается от «несовременной»? Раньше, чтобы человека, условно говоря, обратить в какую-то веру, надо было его где-то найти, как-то привлечь его внимание, заставить оторваться от стула и прийти в заранее условленное место, чтобы ему о чем-то рассказать и в чем-то его убедить. При этом секты разного масштаба и разной степени злодейства цвели и делали свое дело. Вспомните ту же Аум Синрике, которая совершила серию терактов в токийском метро.
Сейчас вся эта цепочка от привлечения внимания до обращения «в веру» схлопнулась до нуля: достаточно, чтобы человек был в онлайне. Сегодня коммуникация имеет нулевую длину.
Что делать родителям, чтобы уберечь детей от негативного контента? Я не стану рассказывать о спецпакетах от операторов из серии «Детский интернет» или о том, как настроить браузер, чтобы он блокировал «плохие» сайты. Это все хорошо и не помешает. Но я считаю, что лучший способ вовремя почуять неладное и уберечь ребенка от негативного воздействия интернет-среды, — это тотальная слежка. Как бы это кощунственно ни звучало.
Для начала можно договориться с ребенком: вот тебе страничка «ВКонтакте», вот в «Одноклассниках», вот тебе, что хочешь, только все зарегистрировано на мою почту.
Но дети ведь умные пошли. Если есть что-то с душком, они найдут, как «легальный» аккаунт обойти. И вы будете получать на свой e-mail только «Маша, что нам задали по русскому языку?». — «Параграф три, страница 58». Успокаиваться рано.
Второй шаг после «работай через это «мыло» — шпионаж. Это из того же разряда, когда мама говорит: «Ну все, ты уже взрослый, теперь езжай сам в школу на автобусе». Ребенок заходит в автобус, а мамаша пасет его на задней площадке, проверяет, как ее киндер доехал. Но он-то об этом не знает, ему кажется, что он полностью самостоятельный и молодец. Ничего плохого в этом нет. То же самое и с интернетом: пусть он думает, что он сам по себе.
Но только родители должны знать все логины и все пароли от всех ресурсов, на которых их ребенок тусуется. И раз в два-три дня не помешает туда заходить и смотреть, в каких группах он состоит, с кем и о чем переписывается. Только так можно понять, чем ребенок живет.
Даже если он не сдает пароли-явки, выяснить это проще простого. Количество устройств, с которых ребенок выходит в Сеть, ограничено. Как правило, их не больше четырех: телефон, домашний компьютер или ноутбук и/или планшет. Для того чтобы вытащить пароли, достаточно поставить на машину специальный софт. По запросу, например, «Поиск учетной записи на компьютере», Google выдаст воз и маленькую тележку разных программ.
Наконец, еще одна очень простая мера: смотрите историю посещений в браузере (Cookie), следите, куда ходит ребенок. Если видите, что история пустая, она целенаправленно вычищается — это уже звоночек тревожный.