Объявление в регионе режима самоизоляции подтолкнуло горожан к мысли о приобретении собственного дома. На рынке загородной недвижимости произошел всплеск активности.
«Деловой квартал» провел онлайн-круглый стол, посвященный перспективам рынка загородной недвижимости. Участниками мероприятия стали:
Александр Харисов, директор архитектурно-строительной компании «Юнит»;
Алексей Зырянов, руководитель департамента продаж ALD Company;
Вадим Шамшурин, исполнительный директор ассоциации «Палникс групп»;
Эдуард Богданов, вице-президент УПН;
Екатерина Бездомова, исполнительный директор представительства завода «ТЕКОЛИТ» по УрФО.
Гости «круглого стола» подтвердили мысль о том, что карантин действительно заставил многих горожан задуматься о приобретении загородного дома. Правда, снижение покупательской способности повлияло на структуру предложения в коттеджных поселках. Люди стали подходить к приобретению недвижимости более взвешенно.
Спрос и предложение. Что изменилось?
Проследить за изменением покупательского спроса на загородную недвижимость предложил Эдуард Богданов. Спикер сравнил структуру предложения на рынке в 2015 и 2017 гг. Так, в 2015-м в коттеджных поселках практически не строили домов до 100 кв. м. Их доля на рынке занимала всего 1,2%. К 2017-му году сегмент вырос до 3,4% и продолжает расти в настоящее время.
Что произошло? Во-первых, люди стали лучше считать. Во-вторых, доходы населения сокращаются. Покупатель начал взвешенно подходить к выбору локации, к инфраструктуре коттеджного поселка, отпало желание строить дома с лишними метрами, которые нужно отапливать, меблировать и т.д.
Повышенный спрос к загородной недвижимости в 2020-м году напрямую связан с введением в Свердловской области режима самоизоляции и мер по борьбе с коронавирусом, отметил Алексей Зырянов.
С нескрываемым оптимизмом о перспективах рынка загородной недвижимости говорит и Вадим Шамшурин. По его словам, с введением режима самоизоляции в «Палниксе» стало действительно много людей.
Александр Харисов поддержал мысль Вадима Шамшурина о том, что ожидать окончания карантина и падения режима самоизоляции лучше всего на природе, но при этом добавил, что количество обращений на строительство загородных домов в его компанию осталось примерно на уровне прошло года.
Из чего строить?
Основополагающий выбор при строительстве загородного дома — выбор материала. Коттедж должен отвечать современным запросам на энергоэффективность, экологичность и прочность. Именно эти три запроса покупателей выделила Екатерина Бездомова.
Автоклавный газобетонный блок обладает отличными теплотехническими характеристиками, достойной несущей способностью, огромной вариативностью в отделке. Стоимость работ по кладке газобетонных блоков очень демократична в силу технологии производства работ. Вторым по популярности среди каменных материалов является современный аналог кирпича — крупноформатный порисованный керамический блок. Теперь о деревянных домах. Для строительства энергоэффективных деревянных домов по технологии Фахверк мы используем клееную конструкционную балку. Она идет в качестве несущего каркаса здания. Все запилы производятся на станках с ЧПУ, что обеспечивает надежность всех соединений. Заполнение между несущих столбов выполняется базальтовым утеплителем или современными безрамными энергоэффективными стеклопакетами.
«Бизнес» или «комфорт»?
Во время обсуждения трендов и перспектив рынка загородной недвижимости мы попытались вывести формулу идеального загородного поселка и ответить на вопрос, можно ли назвать качественным лишь тот продукт, который относится к бизнес-классу. Спикеры были единогласны во мнении, что само по себе деление на «бизнес», «комфорт», «элит» и «эконом» классы на рынке загородной недвижимости весьма условное. Как таковых критериев, которые бы позволяли однозначно причислить поселок к той или иной категории, нет, хотя попытки их разработать предпринимались.
Эдуард Богданов:
— Полтора года назад Российская гильдия риелторов организовала рабочую группу, в которой состояли эксперты из разных городов, в том числе, из Свердловской области. Вместе с Михаилом Хорьковым, аналитиком Уральской палаты недвижимости, мы разработали и презентовали систему критериев, «карту», которая бы позволяла причислить поселок к тому или иному классу. Там расписаны форматы земельных участков, система ценообразования, удаленность от города, количество домовладений в поселке, инфраструктура — все, что могло бы помочь при сегментировании рынка. Правда, дальше презентации дело не пошло. Как официальный документ эта карта не может использоваться, но как ориентир — вполне.
Алексей Зырянов:
Само по себе понятие «качественный коттеджный поселок» весьма размыто. Это несколько составляющих, слитых воедино: транспортная, инженерная, инфраструктура поселка, его локация. У каждого покупателя свой вкус. Как говорится, кто-то любит арбуз, кто-то — свиной хрящик. Наверное, условное деление было бы справедливо по ценовому сегменту, локации и внутреннему наполнению проекта. Как еще отличить «бизнес» от «комфорта»? И там, и там, например, есть дорога, выполнены сети и т.д.
Александр Харисов:
— Сейчас люди выбирают не «бизнес» или «комфорт» классы, а все-таки локацию. Покупатель сосредоточен на объектах, расположенных вблизи города, потому что внутри самих поселков инфраструктура все же не очень развита. Остаются вопросы со школами, детскими садиками, проезда «Скорой» и т.д. Если бы у нас появлялись отдаленные коттеджные поселки, но полностью обеспеченные нужной инфраструктурой, то загородную недвижимость покупал бы больший процент людей.
Однако создать внутри коттеджного поселка «маленький город» с хорошо развитой инфраструктурой не так-то просто, уверен Вадим Шамшурин:
Вся инфраструктура поселка, как правило, создается либо на взносы самих жителей, либо это какой-то коммерческий проект. Простой пример: раньше содержать продуктовый магазин в «Палниксе» было экономически нецелесообразно. Только сейчас, когда в поселке постоянно проживает около 1000 человек, это стало выгодным. Далее — про детские сады и школы: все понимают, что детский сад на 20 детей – это частный детский сад. Позволить себе детский сад, площадь которого должна быть по закону не менее 1 га, ни один поселок себе просто не может. В нашем случае, например, проще отвезти ребенка в школу, которая находится в трех километрах. Так что причислять поселки к тому или иному классу, исходя из наличия определенных инфраструктурных объектов, неправильно.
В следующую среду, 13 мая, на DK.RU выйдет продолжение круглого стола. Вторая часть дискуссии посвящена маркетинговым инструментам, которые помогают удерживать спрос на загородную недвижимость, банковским инструментам, способным поддержать покупателей коттеджей и строителей, а также прогнозам рынка на 2020-й год.
Если у вас остались вопросы к спикерам круглого стола, вы можете задать их в форме ниже.