«Люди пытаются решить для себя проблему непосильных долгов, возникающих из-за финансовой неграмотности и неспособности рассчитать требуемые выплаты по многочисленным кредитам».
За 2019 г. суды в России признали банкротами 68980 граждан, включая ИП — это на 56,8% больше, чем годом ранее, пишет «Интерфакс». Как следует из сообщений арбитражных управляющих в «Федресурсе», в 90,7% дел сами должники инициировали процедуру собственного банкротства. В 7,5% случаев соответствующие заявления подавали кредиторы, в 1,7% дел — ФНС. Для сравнения: в секторе корпоративных банкротств в 78,6% случаев в суд с иском о банкротстве обращаются кредиторы.
Люди сами заинтересованы в собственном банкротстве и пытаются решить для себя проблему непосильных долгов, возникающих из-за финансовой неграмотности и неспособности рассчитать требуемые выплаты по многочисленным кредитам вследствие неблагоприятного изменения жизненных обстоятельств (болезни или потери работы) либо неудачных попыток начать собственный бизнес, — сказал агентству руководитель проекта «Федресурс» Алексей Юхнин.
При этом в процедурах личных банкротств кредиторы чаще всего остаются ни с чем. В 2019 г. по итогам завершившихся процедур из 225,6 млрд руб., включенных в реестры требований, кредиторы вернули себе всего 8 млрд или 3,5% требуемой суммы. В 2018 г. показатель был еще меньше — 2,7%. В 71% дел кредиторы не получили ничего — у граждан не было имущество, продажа которого могла бы хотя бы частично покрыть долги.
Количество граждан-банкротов в России достигло рекорда. Страшно ли это?
Всего количество потенциальных личных банкротов в России оценивается примерно в 1 млн человек — это граждане, долги которых превышают 500 тыс. руб., а платежи по ним просрочены более чем на 90 дней. Всего за время появления процедуры личного банкроства в октябре 2015 г. ей воспользовались 163235 граждан. Пока многие россияне с большими долгами не прибегают к процедуре банкротства из-за ее дороговизны — она оценивается в 70-75 тыс. рублей для простых дел, не осложненных оспариванием сделок, говорит Алексей Юхнин.