Меню

«Люди спокойно сдают в аренду свою лодку, лужайку и семейный ужин. Это экономика Airbnb»

Иллюстрация: pixabay.com

По миру шагает новая экономика, основанная на стремлении людей получать индивидуальные впечатления. Хотите провести ночь в вигваме или поставить палатку на лугу? Легко. Но кто ответит за безопасность?

Джаклин Баумгартен выросла на озере Мичиган. Ее самые счастливые воспоминания связаны со временем, которое ее семья проводила на воде. Ее братья спустя годы купили себе лодки для того, чтобы отдыхать на водной глади, но регулярно жаловались, как дорого их содержание, ведь пользуются они ими не постоянно. Тогда Баумгартен нашла решение этой проблемы. О том, как строится новая экономика по модели Airbnb, пишет Wired.

Головную боль своих братьев Джаклин превратила в Boatsetter, «Airbnb для лодок». Владельцы лодок могут выставить свои предложения на сайте, а люди, которые хотят провести день на воде, могут арендовать их за несколько сотен долларов. Клиентам предоставляют страховку, они также могут выбрать капитана, который за определенную плату прокатит по воде группы без опыта навигации.

Boatsetter — один из растущего числа стартапов, создающих новые площадки для аренды предметов роскоши, таких как лодки, дополнительные спальни или пространство на заднем дворе. Назовем это субарендой.

Все, что у вас есть, может стать источником дополнительного дохода, а все, что вы хотите купить, можно взять на время у приветливого незнакомца.

Изначально эту модель придумали и популяризировали создатели Airbnb. Когда сайт начал работу в 2008 году, идея превратить свой дом в ночлежку или заплатить несколько сотен долларов, чтобы переночевать в гостевой комнате незнакомца, выглядела маргинальной.

Но прошли годы, и модель распространилась. Сегодня площадки в стиле Airbnb для автомобилей (Turo), для гаражного хранения (Spacer), для частных самолетов (Jettly). Вы можете арендовать кровать, чтобы вздремнуть после обеда (Globe), или даже искупаться в чьем-то бассейне (Swimply).

«Люди заинтересованы в том, чтобы каждый месяц получать доход от своих активов, которыми они недостаточно пользуются», — говорит Спенсер Берли, соучредитель Rent the Backyard, компании, которая позволяет домовладельцам превращать неиспользуемое пространство двора в арендное жилье.

Rent the Backyard строит коттеджи-студии на пустых дворах, а затем сдает их арендаторам-одиночкам. Компания покрывает расходы на строительство, взамен оставляя себе половину арендной платы. Сайт обещает домовладельцам доход до $12 тысяч в год.

Для домовладельцев продажа места на заднем дворе дает облегчение в плане платежей по ипотеке. Для арендаторов это альтернатива квартирам, которые становятся все дороже.

Hipcamp, «Airbnb для кемпингов», работает по схожей схеме. Платформа направляет отдыхающих на пустующие дворы и частные земли, где они могут переночевать. За $50 можно поставить палатку в чьем-то частном цветочном саду рядом с государственным парком горы Тамалпаис, к северу от Сан-Франциско. Также там можно встретить вигвамы, домики на деревьях и юрты на частных фермах и лугах.

Туристы, использующие Hipcamp, — это в основном городская молодежь, жаждущая сбежать из города и получить новый опыт, которым можно поделиться в Instagram. Получается, что интерес к субарендной экономике пробуждает именно жажда персональных впечатлений. Пользователи Airbnb могут взять урок кулинарии или поучиться у диджея, клиенты Hipcamp могут провести ночь в палатке на бескрайней овечьей ферме, при помощи Boatsetter вы можете провести день на глубоководной рыбалке, заняться подводным плаванием или покататься на водных лыжах. Коммерциализация обмена впечатлениями охватила и такие стартапы, как BonAppetour и ChefsFeed, которые приглашают вас присоединиться к чужому семейному ужину.

На этом этапе возникают вопросы:  люди охотно делятся своими домами, машинами, лодками и жизнями, но стартапам, которые занимаются этим, придется решать вопросы об ответственности.

Раньше мы что-то давали взаймы только людям, находящимся в кругу доверия. Теперь, когда все больше людей открывают свои двери для незнакомцев, компании должны быть готовы к тому, что это доверие будет подорвано.

Airbnb и Uber много лет обходили вопросы ответственности, утверждая, что они всего лишь посредники. Сейчас Airbnb предлагает страхование ответственности на сумму до $1 млн для хозяев, но страховое возмещение не поможет, если кто-то украдет семейную реликвию или умрет из-за халатности домовладельца.