«Создавать мы любим сложные вещи, это дает нам удовольствие особого вида, мы полагаем сложность ценностью. Этот миф является главной причиной провалов в бизнесе. Потреблять мы все любим просто».
Алексей Крол, предприниматель, лектор, автор книги «Теория каст и ролей» на своей странице в Facebook объясняет, почему с годами шансы стать успешным бизнесменом уменьшаются.
Почему те, кто старше 35, имеют больше шансов провалиться в любом бизнесе, который они начинают, чем молодые?
Проблема взрослых — никто не хочет дать людям действительно то, что те просят. Особенно когда речь идет о психологии, депрессии, выгорании, одиночестве, кризисе среднего возраста, обучении. Все начинающие копаются в своих собственных рефлексиях, и на этом пытаются выстроить свои жалкие продукты.
Умники игнорируют чудовищные, огромные, поразительные ниши только потому, что это «слишком примитивно» и «ниже их достоинства». Жить в нищете без перспектив они не считают примитивным и вполне подходящим для своего достоинства.
Делать бизнес означает перестать смотреть в зеркало и посмотреть на людей вокруг. Эгоцентристы не способны ни на что. Особенно остро это ощущается в литературе и играх.
Создавать мы все любим сложные вещи, это дает нам удовольствие особого вида, мы полагаем сложность ценностью. Этот миф является главной причиной провалов. Потреблять мы все любим просто.
Я уже писал об этом, о кривой сложности много раз. Вокруг вижу 99% проектов-трупов, потому что создатели не хотят расстаться с идеей, согласно которой их оценивают по уровню сложности. Эйнштейн — это не признак гения, но в первую очередь жертва маркетинга науки.
Через день после первого поста Алексей Крол опубликовал еще один на ту же тему:
Вчера я написал, что после 35 больше шансов провалиться. Масса народа завалила меня ссылками на исследования, в которых утверждается обратное. Ловите ответочку.
Тезис № 1. Все очень плохо! Почему? Потому, что народ разучился включать голову и вместо этого сразу лезет за ссылками на британских ученых. Давайте посмотрим, как делали эти исследования?
Есть только два подхода — анализ зарегистрированных компаний и соотнесение с возрастом + опрос (очень дорого).
Хочу напомнить, что в 2011 году я запустил проект виртуального инкубатора, привлек деньги, и за последние уже 6 почти лет через меня прошло более 5000 проектов. И у меня ссылок на подобные исследования примерно в 100 раз больше, чем у всех тут вместе взятых.
Я вам готов под присягой заявить, что подобные ссылки и референсы хорошо работают исключительно когда вы парите голову инвесторам и дилетантам.
Но есть один момент, когда вы понимаете истинную цену этим исследованиям. Хотите знать когда? Когда вы пытаетесь заработать бабло на этом рынке. И первое, что вы понимаете, это что все эти исследования не про реальность, а отчет по гранту или контент-маркетинг.
2. Теперь по существу, чтобы все понимали, что такое бизнес и венчурная индустрия и как оно на самом деле работает. Чтобы иллюзий не было.
Все инкубаторы, инвесторы, серийные предприниматели пытаются последние 25 лет найти паттерн успеха, «золотой стандарт». И я не исключение, я также искал.
Почему мы так мыслим? Потому что мы привыкли, что так работает образование в любом ремесле. Любое ремесло основано на паттернах достижения, паттернах процесса. Самая древняя формула обучения — «делай как я, повторяй за мной».
Мы подсознательно веруем, что паттерн всегда есть. Мы веруем, что есть секрет, некий процесс, нюансы, лайфхаки.
Мы веруем, что с опытом шансы на успех растут, потому что больше знаний, связей, кейсов.
Мы веруем, что то, что работало в прошлом, всегда будет работать в будущем.
Мы веруем, что наших жалких знаний достаточно, чтобы предсказывать будущее.
Мы так боимся будущего, неопределенности, хаоса и непредсказуемости, так много страха и тревожности, что готовы верить заявлениям любого чувака, который один раз нажил денег. Но пуще всего мы хотим и готовы верить тем, кого почитаем авторитетами. А что есть авторитет в современном мире?
Правильно, дорогие, мои, в современном мире авторитет=объем публичного трафика и упоминаний в СМИ. Не верите? Поговорите с теми, кто потерял деньги на ICO, кто ввалил денег в «Теранос», кто отнес денег Мавроди.
Но паттерны возможны только в высокорегламентируемой среде, которая накопила тысячи неудачных кейсов, и выработала стандарты лучших практик. И таки как мы об этом узнаем?
Очень просто. Это значит, что если вы следуете паттерну лучшей практики, то, по крайней мере, 8 из 10 попыток принесут ожидаемый предсказанный результат. Для новичка этот показатель будет ниже, для профи выше. На этом стоит институт профессионализма.
Т.е. это процесс, схожий с простой математической моделью, когда limit вероятности успеха будет стремиться к 1 при бесконечном увеличении повторов.
Читайте также: «Стартап — это не про бизнес, продукт или пользу. Это про то, чтобы клянчить деньги»
А вот теперь посмотрим на факты, а они в том, что на 1 успешный стартап и бизнес приходятся тысячи провальных. Исследования берут выборку созданных компаний, запущенных стартапов. Но в выборку физически не могут попасть незапущенные компании и стартапы, нереализованные идеи.
Мы можем косвенно судить о количестве факапов по числу запросов, которые не получили финансирование в фондах, не смогли собрать команду, не смогли сделать продукт, не привлекли денег в краудфандинге.
И таких примеров будет по крайней мере в 100 раз больше, если не в тысячу. Это подводит нас к простому выводу:
В успехе нет паттерна, но паттерн есть в провалах. Это статистически доказанный медицинский факт.
Вы не можете строить теорию на явлении, в котором вы до сих пор не обнаружили закономерности, в которой до сих пор нет предиктивной силы, в которой вы до сих пор не можете воспроизвести эксперимент и получить хотя бы 62%-ю корреляцию между моделью и результатом.
Раз так, вся эта теория — лженаука.
Вся венчурная индустрия работает в рамках статистической погрешности, это noice. Ее схема не основана на предиктивной способности партнеров фонда, это мифология. Ничего они не могут предсказать. Ни в случае провалов, ни в случае успеха.
Венчурные фонды не инвестируют, а делают ставки, перенося риск на limited partners, выискивая сделки от 10Х + жестко арбитрируя на условиях с фандерами. Т.е. это такой большой-большой развод лохов, очень грамотный и технологичный. Схема не выходит за пределы феномена, который мы называем наука.
Хотите знать, что такое наука? Наука — это финансирование ошибок и факапов, которые мы называем громким словом эксперимент.
Умные люди и правители принимают этот неумолимый факт и понимают, что иного пути нет, кроме как сжигать от 2 до 10% ВВП для того, чтобы ученые играли и удовлетворяли свое любопытство за счет налогоплательщиков. Иного пути нет. И государство является бенефициаром этого процесса.
Но с появлением избыточной ликвидности у элит в прошлом веке государство разрешило частному капиталу зайти в этот рынок, тем более, что на этом научились зарабатывать. Возвращаясь к исходному тезису. Стоит анализировать не недостойные исследования, а предпосылки, которые лежат в психологии и возрастных изменениях.
В другую сторону надо смотреть. Другую статистику, и только один пример. Посмотрите на возраст, когда известные ученые, музыканты, композиторы, режиссеры реализовали свои лучшие произведения, и все станет ясно. Это не означает, что старше 35 лет ничего гениального не создают. Создают, но мы говорим о статистике.
Хорошая новость в том, что средняя продолжительность жизни выросла за 100 лет почти на 25 лет, что говорит о смещении максимума. Это радует. Дополнительный фактор, специфический в бизнесе, в том, что 90% людей старше 35 и 40, тем более 50 лет никогда не работали в стартапах и даже не думали о том, что так можно.
И наоборот: 80% моложе 35 лет работали в стартапах, имели опыт своих небольших проектов, а если мы говорим о возрасте моложе 25 лет, то скорее всего почти все поголовно.
Вывод. Стратегическая и смертельная ошибка думать, что с возрастом вам будет легче. Вам будет труднее. Причин для того, чтобы не начать, чтобы провалиться будет больше. А не меньше. Хотите понять почему — думайте головой, а не обманывайте себя цитатой Ленина о том, то «интернет для нас важнейшее из искусств!».