Культура общения в российском сегменте интернета находится в упадке, констатируют аналитики Microsoft. В сети процветают издевательства, оскорбления и на первый взгляд безобидный троллинг.
Недавно на DK.RU разгорелась настоящая дискуссия о том, что такое интернет-троллинг, можно ли без него выжить в Facebook, и какие тролли бывают. На защиту интернет-троллей встал Евгений Кобзев, сооснователь и директор сервиса для предпринимателей «Кнопка». Его оппонентом стал Михаил Бабин, президент ГК «Технологии ресурсов», член совета Свердловского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия».
Сегодня тему морали в сети продолжает специалист по коммуникациям Adguard Людмила Кудрявцева. В своей колонке на VC.ru она объясняет, как тролли мешают жить и развиваться бизнесу.
— 7 февраля 2017 года на Cyber Security Forum в Москве рассказывали об исследовании цифровой культуры, которое Microsoft провёл в 14 странах. Спойлер: в России всё плохо. А это может вредить стартапам и всем бизнесам, которые что-то делают в интернете.
В исследовании пытались оценить риски и проблемы, с которыми сталкиваются интернет-пользователи. Для каждой страны вывели цифру — процент тех, с кем в интернете происходило что-то нехорошее. «Нехорошее» поделено на четыре группы рисков — поведенческие, сексуальные, репутационные и нежелательных коммуникаций
На «шкале цифровой цивилизованности» Россия нашла себя на 12 месте из 14, менее цивилизованы только Мексика и ЮАР.
Последствия всего этого для бизнеса довольно очевидны:
· Люди начинают меньше пользоваться интернетом. А значит — меньше в нём покупать, искать, видеть вашу рекламу. Генерировать меньше поведенческих данных для аналитики.
· Люди начинают меньше общаться, самовыражаться и взаимодействовать друг с другом в интернете.
· Люди начинают меньше доверять друг другу — не только в сети, но и вне её (это тоже из исследования).
· Люди не чувствуют в интернете комфорта, безопасности, доверия к контрагентам. В результате — меньше желания заключать сделки, верить отзывам незнакомых людей на товары, обращаться в поддержку или к консультантам, в онлайн-чаты, на ресурсы, где поддержка осуществляется в режиме открытой массовой коммуникации, а не диалогов 1 на 1 (форумы пользователей, обсуждения в пабликах «ВКонтакте»).
· Люди не так охотно пишут в соцсетях — в том числе о своём, возможно, радужном и радостном, опыте взаимодействия с вашим бизнесом. Пожаловаться и позлиться, если что-то пошло не так, выплеснуть отрицательные эмоции — как раз от этого боязнь негатива будет удерживать гораздо реже.
· Люди ужесточают настройки приватности, уменьшая для рекламодателей и аналитиков поток доступных данных для исследований, таргетинга.
· Люди удаляют из сети информацию о себе. Стирают сведения, посты, фотографии.
· Люди испытывают стресс, что сказывается на их здоровье, качестве работы, уровне дохода, потребительской активности.
Что можно сделать?
· Поднять собственную культуру общения в интернете. Каждый раз, когда вы хотите кого-то в интернете затроллить, куда-то набросить — помните, что вы этим можете вредить своему, чужому, будущему своему бизнесу и многострадальной российской экономике.
· Помочь поднять культуру ближнему, объяснив ему всё это.
· Обеспечивать комфорт пользователям своего сервиса. Заранее продумывать возможные проблемы — откуда могут вылезти тролли, какие функции, которые вам кажутся естественными, могут напрягать целевую аудиторию.
· Внимательно организовывать общение пользователей своего сервиса и управлять им. Должна быть система подачи и обработки жалоб, прописанные в правилах запреты и ограничения, ласковые коммьюнити-менеджеры, умеющие утешить и погладить по голове.
Вспоминается история скандала в «Яндекс.Фотографиях». Пользовательницы заметили, что кто-то собирает в специальный альбом фотографии их маленьких голых детей. Сценарии использования функций и взаимодействия людей могут возникать самые неожиданные.
Разработчикам иногда кажется, что взаимодействие, связанное с рисками и негативными эмоциями, хорошо для сервиса. Больше движухи, троллинга, срачей, активности, комментариев! Весело, метрики!
Для каких-то сервисов это может быть действительно так, но по умолчанию на это рассчитывать не стоит. Надо всё отслеживать и мерять в динамике, сопоставляя с именно вашими целевыми метриками.
И еще забавный пример — он не попадает в контекст угроз и рисков в интернете, но иллюстрирует важность понимания того, что для вашей аудитории может быть специфически связано с комфортом и дискомфортом.
Приложение Flo позволяет женщинам отслеживать свои гормональные циклы и вести календарь. В 2016 году разработчики устроили ему редизайн, поменяв цвет иконки с фиолетового на розовый, и получили несколько возмущенных отзывов с низкой оценкой. Пользовательницы писали, что теперь посторонний человек, увидев иконку этого приложения, догадается, что это за приложение, что оно делает, и пользовательнице из-за этого будет стыдно.
После того, как главное сказано, вернемся ненадолго к исследованию Microsoft.
Характер угроз, свойственных и несвойственных рунету, наводит на соображение, что наша культура общения просто слишком инфантильна. Люди вредят друг другу не со зла и не с целью. А будто бы не понимая, что в интернете всё по-настоящему, тут тоже сидят живые люди, работают этика и этикет.
Доксинг, как оказалось, наиболее распространен в Китае, Россия на втором месте но с в два раза меньшим показателем. Доксинг — это поиск и выкладывание документов (название происходит от docs), содержащих личную, важную, чувствительную или еще какую-то нежелательную для распространения информацию о человеке. При этом по рискам, связанным с деловой и личной репутацией, мы далеко не в топе, пропуская вперед и Индию, и Америку, и Африку, и Чили.
У нас превалируют спонтанные, эмоциональные проявления: обозвать, нахамить, потролллить. А вот систематически преследовать, собирать и выкладывать документы, публиковать revenge porn — это уже не совсем наше.