Скоро представители трех разных поколений будут работать в офисах бок о бок. Это может привести к проблемам, ведь если «зеты» рады технологиям, но предпочитают учиться очно, то у «иксов» все наоборот.
Совсем скоро на рабочих местах встретятся представители трех поколений: X, Y и Z. И если «иксы» и «игреки» уже много лет работают и строят карьеру, то «зеты» только вступают на трудовой путь. О том, насколько просто будет представителям этих трех весьма разных поколений работать рядом или строить бизнес, задумались в Институте развивающихся рынков бизнес-школы INSEAD. Его специалисты совместно с компанией Universum и фондом HEAD провели опрос среди 18 тысяч специалистов и студентов разных поколений из 19 стран. В ходе работы удалось выявить важные различия в стремлениях и ценностях Х, Y и Z-работников, пишет HBR.
Лидерские амбиции
Оказалось, что стать лидером важно для 61% респондентов, относящихся к поколению Y, для 61% — к поколению Z и 57% — к поколению X. При этом ответы четко варьировались от страны, где проводился опрос. В странах Скандинавии, например, руководителями хотят стать реже, чем в Мексике (47 и 77% соответственно).
В целом же именно «игреки» и «иксы» относятся к коучингу и наставничеству, которые характерны для руководящих должностей, с интересом. Для «зетов» принципиальнее больший уровень ответственности и большая свобода.
Предпочтения среди мужчин и женщин также разделились в зависимости от поколения. Среди «иксов» 63% мужчин и 52% женщин заявили, что для них важно стать руководителем. Среди специалистов, принадлежащих к поколению Y и Z, о том же заявили 63% мужчин и 61% женщин. (Другие исследования также показывают, что более молодые женщины так же амбициозны, как и их ровесники, но работа в компании, возможно, снижает их амбиции.).
На вопрос о том, что же мешает стать лидером, представители поколения Z из Японии, Франции и Великобритании ответили, что это высокий уровень стресса. Эту же причину отметили в США, Швейцарии и Финляндии, но уже представители поколения Y. Ответы представителей поколения Х во всех этих странах совпали, однако те, кто живет в Германии, Швейцарии и ОАЭ, наиболее обеспокоены достижением баланса между работой и личной жизнью.
При этом стресс мешает женщинам во всех странах и поколениях. Они чаще, чем мужчины, испытывают недостаточную уверенность в себе и боятся неудачи. Однако и волнения женщин отличаются в зависимости от стран. Например, в Китае женщины-миллениалы больше всего обеспокоены тем, что не смогут найти возможности для развития, необходимые для профессионального роста. В то же время их соотечественниц из поколения X больше волнует, что они не смогут получать удовольствие от пенсии. Представительницы этих поколений боятся не найти работы, соответствующей их личностным качествам. В США женщины-миллениалы больше всего тревожатся о том, что не смогут достичь своих карьерных целей. В Швеции женщин того же возраста удручает перспектива слишком много работать.
Предпринимательские амбиции
Опрос показал, что один из четырех студентов из поколения Z заинтересован в том, чтобы начать собственный бизнес. Среди уже работающих специалистов поколения Y и X стремится стать предпринимателем один из трех. Наиболее заинтересованы в открытии собственного бизнеса специалисты поколения Y из Мексики (57%) и ОАЭ (56%).
На вопрос, что бы они предпочли — работать в международной компании или начать собственный бизнес — респонденты, относящиеся к поколению Z, ответили, что предпочитают международную компанию, а представители Y и Х — собственный бизнес. Всего 27% специалистов поколения Y из Мексики высказались в пользу карьеры в международной компании. В Индии 43% «иксов» хотят открыть собственный бизнес, а 25% — работать в глобальной компании.
Отношение к технологиям
У поколения Z среди всех современных технологий наибольший энтузиазм вызывает виртуальная реальность (VR). Это мнение поддержало больше респондентов из таких стран, как Мексика и Сингапур, и меньше — из Индии. Специалисты-игреки также считают, что VR, скорее всего, произведет революцию в их работе в ближайшее десятилетие, ставя ее в этом вопросе выше других технологий.
При этом участники опроса, принадлежащие к поколению Х, считают, что технологии виртуальной реальности окажут слабое влияние на их работу. Наибольший энтузиазм у них вызывают инструменты управления проектами, а в некоторых странах, таких как Германия, Япония и Россия, респонденты с воодушевлением высказывались об облачных вычислениях и инструментах электронного обучения.
Также во время опроса участников спросили, помогают ли им или мешают технологии на работе. Специалисты более старшего возраста из Великобритании, Швеции и Норвегии считают технологии помехой. Но они кажутся полезными представителям поколения Х из Дании, Швеции и Мексики. Респонденты-игреки, живущие в Мексике, Швеции и Германии, относятся к технологиям благосклонно. Студенты поколения Z из Германии, Японии и Мексики также считают технологии полезными, а студенты из Китая, США и Канады чаще называли их помехой в работе.
Более 70% респондентов во всех опрошенных поколениях заявили, что гибкий график будет играть важную роль в их работе в ближайшие 10 лет. Швейцарцы всех поколений называют этот фактор самой главной возможностью. С ними согласны сингапурцы, принадлежащие к поколению Y и Х (представители поколения Z на первое место поставили расположение офиса). Китайских и японских респондентов радуют возможности поработать за границей, а также с клиентами и коллегами из других стран.
Обучение
На вопрос, согласились бы они пройти онлайн-курс, предложенный работодателем, «да» ответили 70% представителей поколения Z, 77% «игреков» и 78% «иксов».
Если бы у них была возможность выбирать между курсом в онлайне и очным курсом, 69% представителей поколения Z выбрали бы очную программу и всего 13% — онлайн. К онлайн-обучению больше тяготеют представители поколения Х: этот вариант выбрали 25% респондентов.
Вписаться в коллектив
Представителей всех поколений волнует, вольются ли они в рабочий коллектив (50% респондентов поколения Y и Z и 40% — поколения Х). Больше всего этот вопрос заботит поколение Y в Японии (66%) и Испании (57%), а также поколение Z в Японии (60%) и во Франции (64%).
В целом поколение Х больше беспокоит, что они потеряют работу или их карьера застопорится. Невозможность получать удовольствие от пенсии вышла на первое место среди вопросов, волнующих респондентов в Великобритании, США и Испании.