Меню

Людмила Печорская: Поехала на полюс холода избавиться от страхов

В 1998 году Людмила Печорская создала и возглавила свой проект – магазины бытовой техники «220 V». В 2006 году, когда компании «Норд» и «220 V» объединились, госпожа Печорская оставила свой биз

В 1998 году Людмила Печорская создала и возглавила свой проект – магазины бытовой техники «220 V».
В 2006 году, когда компании «Норд» и «220 V» объединились, госпожа Печорская оставила свой бизнес. Сейчас она много путешествует, осваивает новое для себя увлечение – профессиональную фотографию. В Новый год побывала на «Полюсе холода» – в поселке Томтор. Именно здесь Людмила Печорская испытала на себе 57 градусов мороза.
Людмила Печорская
экс­-владелец компании «200 V», рантье
 
Я считаю, что результат зависит только от наших конкретных действий. В бизнесе это проявлялось особенно ярко: в любой момент надо быть готовым к неожиданностям и крутым виражам обстоятельств – сплошной адреналин. Но адреналин, не всегда связанный с положительными эмоциями.
 
В жизни наступают моменты, когда нужно принять одно верное решение. Когда в 90-м году, имея хорошую работу и приличный для тех лет оклад, я ушла из НИИ автоматики в неизвестность, многим было трудно понять мой поступок. Я была одной из первых: тогда даже мужчины еще боялись рисковать и, оставаясь, выбирали стабильность.
Сейчас, уйдя из бизнеса, чувствую, что тоже поступила правильно. Я стала свободнее в своем выборе: люди – те, с кем интересно, отдых – такой, где можно проявить себя, место – там, где никогда не была. Когда мои друзья из клуба внедорожников «OFF-ROAD» предложили поехать зимой в Якутию, где мороз достигает 70 градусов, да еще по знаменитому недостроенному БАМу, поняла, что мне будет интересно. Новые впечатления – да, мне хотелось этого. Испытание холодом проходила впервые. Передо мной, как и во времена активного бизнеса, вновь был новый рубеж: смогу или нет и какой я буду в новой ситуации – вот что мне хотелось узнать. Но прежде все взвесила: мне нравится активный отдых – в юношестве занималась альпинизмом, у меня 16 лет водительского стажа, ребята, что поедут со мной, – это профессионалы, а не туристы-любители. Проанализировав ситуацию, поняла, что обязательно поеду. К тому же хотелось встретить Новый год в предельный для России мороз, никогда ничего подобного не испытывала.
 
В клуб внедорожников приходят особые люди – они стремятся увидеть жизнь с разных сторон, быть открытыми всему новому. Вот с ними мне хочется разделять свои приключения, эмоции, страхи. В путешествии у нас возникла уже почти забытая атмосфера нашей походной юности, где больше всего ценилась порядочность, простота в отношениях, взаимовыручка. Наш руководитель – Олег Майоров, чемпион России по трофи-рейдам – мы ему полностью доверяли и поэтому подчинялись беспрекословно. Считается, что покорять Север – это мужское дело. Просто женщины не догадываются, какими они могут быть сильными. Восхищаюсь путешественницами, которые ходят в полярные лыжные походы, покоряют горные вершины. В нашей экспедиции было три женщины.
Я же была вторым штурманом в экипаже Евгения Корбута (директор фирмы «Век»). Для него такой вид похода тоже был новым. Поэтому вместе мы открывали для себя все прелести северных дорог. Но прежде – подготовка. Две недели мы утепляли Land Rover Евгения, проклеивали и укрепляли двери, заделывали щели, поставили дополнительное оборудование для обогрева салона и в путь.

Наш пробег проходил через Новосибирск, Красноярск, Якутск. Спали по 4-5 часов, при температуре ниже – 30 мотор вообще не глушили. Конечной целью маршрута стала самая холодная точка Крайнего Севера – Томтор. Мы проехали тысячи километров дорог с недостроенными мостами, гололедом и насыпями, которые внезапно возникали на пути. Был участок, где на полукилометре мы насчитали одиннадцать не справившихся с управлением автомобилей. Достаточно будоражащие впечатления. Там я еще раз убедилась, что в мороз техника становится уязвимее людей. Резина в такой холод похожа на стекло, такая же хрупкая и звонкая. Никогда не думала, что запаска может разорваться на мелкие кусочки. Наша запаска в секунду превратилась в сплошные трещинки и разрезы, и мы остались на ледяной дороге с тремя колесами. А если бы мы были одни, сколько бы протянули на пятидесятиградусном морозе? Такой вопрос лучше себе не задавать. А еще наша машина как-то провалилась в наледь. Это такой феномен перемерзших до дна рек, когда вода, не имея возможности пробиться сквозь лед, выходит на поверхность. Попавшие в нее автомобили замерзают мгновенно. Мы проезжали мимо гигантских фур, тракторов, которые просто вросли в лед. Кадры как из фильма-катастрофы. Если бы мы промедлили минут 5-10, то наш автомобиль тоже остался бы там, посреди холода. В таком случае никак нельзя останавливаться. На севере действительно нужны железные нервы, а еще терпение и хорошая реакция. Особенно тогда, когда из-за мороза автомобильный выхлоп превращался в сплошное туманное облако: видимость сокращалась до пяти метров. Машину вели практически вслепую. Очень напряженная ситуация. Зато приобретаешь замечательный водительский опыт.

Сам Новый год мы встретили посреди зимника. Хотя 31 декабря наша колонна уже прибыла на полюс холода. Но на встречу Нового года нас ждали представители местной администрации в Оймяконе, а это еще 40 километров. Мы с ребятами решили, что успеем. Но ошиблись: тогда-то как раз и разорвало нашу запаску. Это был самый необычный Новый год в моей жизни: мороз – аж дух захватывает, –57, впереди километры темноты. Но нам было непередаваемо весело. Уникальный Новый год!!!

На следующий день мы добрались до Оймякона. Во всем мире нет больше мест, где при столь низких температурах постоянно живут и работают люди. Нам еще повезло: в конце декабря термометр показывал всего 57 градусов холода. Но больше желающих ощутить на себе такой мороз нам не встретилось – мы были единственными туристами в Оймяконе. В основном сюда начинают приезжать с марта, когда температура повышается до –25 градусов.

На полюсе холода поразил меня не мороз, а люди. Местные жители показали нам свою народную самодеятельность. Мы здесь, в городе, ведем потребительский образ жизни – сами не поем, не сочиняем, не творим, а там великолепно сохранилось народное творчество. Люди умеют себя развлекать: они поют, танцуют, играют на народных инструментах – и при этом все такие жизнерадостные, так и чувствуется их положительная энергетика. Ритм их жизни отличается от нашего – неспешный, предельно спокойный. Видимо, экстремальные условия диктуют человеку свои правила: суета там приводит к необдуманным и даже роковым последствиям. И потом, само ограничение в пространстве создает размеренный, даже обособленный образ жизни.
Сейчас я понимаю, как они могут жить в таком холоде – пятидесятиградусные морозы страшны для техники, а не для людей. Холод надо просто принять. Пожив несколько дней на полюсе холода, к таким температурам действительно привыкаешь. Мы спокойно, без страха замерзнуть, ходили на экскурсии, там великолепные виды. Посетили мы и царство повелителя холода – Чысхаана. Местные жители создали его в заброшенной штольне. У Чысхаана великолепный костюм, машина холода, величественный тронный зал, в котором стоят три кресла – для Повелителя холода, Санта- Клауса и Деда Мороза. По легенде в нем они все вместе встречают зиму, и Чысхаан отдает холод Деду Морозу. Очень, на мой взгляд, красивый ритуал.

Самым сложным испытанием и ярким открытием для меня стало купание в притоке реки Индигирки, который никогда не замерзает. Мороз был жуткий:  – 57 градусов. Я до этого ни разу не занималась моржеванием. Но Евгений Корбут меня уговорил. Когда я окунулась в первый раз, не успела почувствовать ничего сверхъестественного, а вот второе погружение – это действительно было экстремально. Мне казалось, что в меня вонзилось тысяча иголок. Непередаваемые ощущения. Тогда я еще раз убедилась, что все страхи – только в нашем сознании. Нет ничего невозможного. Поэтому надо пробовать – и в бизнесе, и в жизни. Надо испытывать себя. У меня всегда была установка, что я никогда не буду моржом. Но… никогда не говори «никогда». Надо уметь преодолевать свой страх. После таких морозов от купания уже здесь, на Шарташе, в Крещение получила только массу удовольствий.

автопробег тринадцати любителей бездорожья

Экспедиция Екатеринбург – Новосибирск – Братск – Северобайкальск – Тында – Якутск – Томтор – Чита – Иркутск – Новосибирск – Екатеринбург стала самым продолжительным и экстремальным в плане дорог автопробегом клуба «OFF-ROAD», который составил 15350 км. Проверить на выносливость себя и машины, исследовать новое направление – вот цель этого 26-дневного путешествия. К точке абсолютного холода северного полушария колонна из пяти экипажей стартовала 20 декабря прошлого года.
 
Совет

На северных маршрутах рекомендуют использовать камерную резину: все местные водители так ездят. При смене запаски есть две методики: колесо обливается бензином и поджигается, чтобы оно разогрелось, но местные водители обычно так не делают. Они, как правило, начинают движение с первой пониженной скорости, чуть больше одного-двух километров в час, минут через 10 переключаются на скорость пешехода, через минут 20-30 можно ехать уже с обычной скоростью.