«Креативный класс, как и 45% российских граждан, считает, что можно не платить налоги и критиковать власть за взятки». Основатель «Связного» — о «крымской» трагедии, преемнике Путина и новом бизнесе.
Основатель и бывший владелец ритейлера «Связной» Максим Ноготков сейчас проходит процедуру личного банкротства в России. В интервью основателю The Bell Елизавете Осетинской* предприниматель рассказал, как его бизнес подкосил слишком бурный рост и присоединение Крыма, какие уроки он вынес из своего краха и почему бы не стал голосовать за Навального*. Ниже приведены главные цитаты г-на Ноготкова.
«Когда мы начинали банковский бизнес в 2010 г., то риски были на уровне 12%, а потом они постепенно выросли в разы. Люди набрали очень много кредитов в расчете на то, что их зарплаты будут продолжать расти, а они в какой-то момент остановились и даже стали падать. В этот момент все банки, которые занимались потребкредитованием, почувствовали себя очень плохо».
Процесс о личном банкротстве Максима Ноготкова в России, который против него инициировала одна из компаний группы «Связной», скорее всего, закончится мировым соглашением в ближайшие 6-9 месяцев, считает он. По всем долгам группы он выступал личным поручителем.
Сейчас «Связной» вызывает у него смешанные чувства, признается Ноготков. Когда он еще занимался бизнесом в России, то ему было интересно посмотреть, как основанные им компании будут работать без него:
Я испытываю любопытство. Мне интересно, если переставить все с ног на голову в компаниях, которые я делал, компания продолжит развиваться, что с ней случится? Как будет жить компания, в которой от меня осталось только название? Поменялась корпоративная культура, отношение к людям, принципы принятия решений, стратегия. Мы развивали все, что связано с доходами. Сейчас цикл другой, и больше внимания уделяется расходам и всему, что связано с их эффективностью.
С точки зрения банка были ошибки в слишком быстром росте кредитного портфеля. «Наверно, нам стоило год-два подождать статистики. Мы слишком быстро развернулись. Такая же ошибка была в проекте Enter — его модель стали слишком быстро масштабировать, и оба этих бизнеса потребовали значительно больше денег, чем я изначально рассчитывал. В банк я планировал вкладывать $80 млн, а в Enter — порядка $100 млн. В итоге оба проекта потребовали порядка $700 млн. Чтобы привлечь эти деньги, я заложил акции группы. Как только в российской экономике и политике случился черный лебедь под названием «Крым», это довольно сильно по мне ударило».
Ноготков чувствует себя причастным к тем решениям, которые были приняты по Крыму и Донбассу. В Мариуполе у него похоронены прадеды, а в Краматорске и Славянске жили родственники во время войны. «Для меня это просто военная агрессия, которую Россия развязала против дружественной страны, и для меня это эмоционально очень тяжело, потому что вольно или невольно принял в этом участие. Я отношусь к этому (Крыму) как к чему-то ворованному, и не хочется быть к этому причастным. Это повлияло и на решение об отъезде».
Про уроки бизнеса в России
Бизнес может расти в любой ситуации, считает г-н Ноготков. Другой вопрос в том, что при ухудшении экономической ситуации у банков резко возникают невозвраты: по корпоративным клиентам они могут доходить до 10-15%, а это весь капитал банка. «На нас очень сильно повлияли невозвраты со стороны населения. Каждый третий человек, которому мы в России дали деньги в долг, нам их не вернул».
Наверное, в 2008 г. я относился к компаниям как к своим детям, они для меня были даже важнее. Я больше времени тратил на них, больше ими занимался, был очень привязан к ним. Думаю, это сыграло злую шутку: если ты к чему-то слишком сильно привязываешься, у тебя это обязательно забирают, — рассказал Максим Ноготков.
Из своего бизнес-краха в России он усвоил три урока. Первый — не привязываться. Второй — делать все вместе. Раньше все решения предприниматель принимал один и считал себя 100%-ным автором своей жизни, не обращал внимания на внешние, более могущественные силы. Сейчас Ноготков поменял свое отношение: есть часть жизни, которую он может решить и принять сам, а есть часть, которая контролируется не им.
Третий урок: быть осторожнее. «Лучше жить в формате долг к EBITDA 1-1, а не один к пяти. Большая долговая нагрузка не соответствует уровню страны. Брать большое долговое плечо в России опасно, потому что страну колбасит из стороны в сторону, она очень сильно зависит от нефти и газа и решений одного человека».
В Калифорнию Ноготков приехал в 2015 г. менее чем с $1 млн, и считает, что здесь качество его жизни выше, чем в Москве: «Мне важна природа, погода, все, что связано с океаном. Очень важна атмосфера, чистый воздух — здесь он в три раза чище, чем в Москве. Важно настроение людей, с кем я встречаюсь и общаюсь — оно здесь на порядок лучше, чем в Москве. Там я тратил, может, в 10 раз больше, но качество жизни было хуже». По его словам, перестройка заняла примерно девять месяцев.
Про выборы
«Выборы выигрываются сегодня большими деньгами в том числе. Чтобы всерьез соревноваться с Путиным, нужно иметь миллиарды долларов. Сегодня этих денег нет ни у Бориса Титова, ни у Ксении Собчак, ни у других кандидатов, а без них выборы невозможно выиграть. Предприниматель признался, что у него есть ощущение договорного матча: у Ксении Собчак есть границы разрешенного, но важно, чтобы она доносила свою точку зрению.
Процессы, которые происходят в России, включая дело Кирилла Серебренникова, в целом позитивные, считает Ноготков. В России происходит борьба с коррупцией, идет процесс постепенного приведения жизни в соответствие с определенными правилами, уверен предприниматель:
Креативный класс, как и в среднем 45% российских граждан, считает, что можно не платить налоги или платить их как-то неправильно, и, несмотря на это, у них есть право критиковать власть за взятки и коррупцию. Я считаю, что процесс приведения российской жизни в соответствие с законом коснется не только людей, работающих во власти, но и креативный класс, включая Кирилла Серебренникова, который очень талантливый и очень важный для России человек.
Елизавета Осетинская заметила, что этот комментарий получит много негативных откликов.
Почему Ноготков не стал бы голосовать за Навального*
«Я с большим подозрением отношусь к людям, которые долгое время против чего-то борются. В основном я стараюсь поддерживать людей, которые борются за что-то».
«Если люди слишком долго против чего-то борются и после этого приходят к власти, то возникают Ленин, Мао, Сталин, Пол Пот и другие».
«Пламенные революционеры в 80% случаев делают ситуацию хуже, чем те, кто были до них».
Ситуация в России может поменяться, и многое будет зависеть от преемника Путина. Лучшим из госменеджеров является Герман Греф, глава Сбербанка, считает Ноготков.
Новый бизнес
Максим Ноготков сейчас занимается в США новым проектом, и в будущем начнет собирать на него деньги. Если у него не получится сделать это в Америке, но получится в России, то он вернется.
Сейчас Максим Ноготков зарабатывает на жизнь тем, что консультирует российских предпринимателей. Он много учится и делает образовательные программы на основе тех знаний, которые получил за пару лет, а в скором будущем хочет основать некоммерческую организацию, которая занимается развитием человека.
* - выполняет функции иностранного агента * - внесен Росфинмониторингом в перечень организаций и физлиц, причастных к терроризму и экстремистской деятельности.