В ресторанный комплекс входят «Градара», «Пивной барon», «Гранд-Буфетъ», а также ночной клуб «Диван». Их общая площадь — 1,4 тыс. кв. м. Основной собственник компании «Малахит» Павел Кукарских отка
В ресторанный комплекс входят «Градара», «Пивной барon», «Гранд-Буфетъ», а также ночной клуб «Диван». Их общая площадь — 1,4 тыс. кв. м. Основной собственник компании «Малахит» Павел Кукарских отказался комментировать подробности продажи. «Эта мера направлена на привлечение дополнительных средств, которые позволят сохранить остальные заведения, в том числе сети предприятий быстрого питания», — озвучила официальную позицию Татьяна Зелютина, директор департамента маркетинга, рекламы и PR компании «Малахит». По ее словам, за время кризиса посетительский трафик в продаваемых заведениях упал на 30%: сильнее всего кризис ударил по авторским ресторанам со средним чеком выше 1 тыс. руб. Вырученные от продажи средства компания намерена инвестировать в поддержку своих сетевых заведений «Сандэй», «Суши-Ко», Doner Kebab, «БлинКо», «Поль Бейкери» с невысоким средним чеком, которые меньше пострадали от кризиса — там посещаемость упала только на 10%. Стоимость площадки не разглашается.
АНДРЕЙ НЕВОЛИН, совладелец компании «ТИМ», считает, что продать помещение целиком будет непросто — слишком большие площади. Если продавать цоколь, первый и второй этажи отдельно, то можно выручить около 150 млн руб., полагает он. При продаже всего помещения выручка будет примерно на 20% меньше. Рестораторы считают, что основная ценность комплекса — удачное расположение, а не сами заведения. «Покупать комплекс как готовый бизнес бессмысленно. Интерьер и название придется менять, потому что новый ресторан сделать легче, чем оживить старый», — уверен Олег Ананьев, владелец компании «Ресторан». Затраты на создание нового ресторана без учета помещения он оценил в 1 тыс. евро на кв. м.
Обычно сделки на ресторанном рынке проходят кулуарно. Эксперты удивлены тем, что компания «Малахит» заявила о продаже публично и даже поместила свое объявление на городских рекламных растяжках. Возможно, такая спешка вызвана действительно серьезной потребностью в средствах. Как следует из информации на сайте Арбитражного суда Свердловской области, с сентября 2008 г. юрлицам, имеющим отношение к «Малахиту», предъявили более 30 исков о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам поставки на общую сумму около 20 млн руб.
На рынке Екатеринбурга уже появляются слухи о закрытии некоторых проектов крупнейших ресторанных компаний города, однако пока официального подтверждения нет. Известно, что закрыта новая площадка Good Food, принадлежащая CBR Group. В компании заверили, что скоро на этом месте откроется новый ресторан. Все эксперты прогнозируют оживление вторичного ресторанного рынка. Олег Паничев, глава региональной бизнес-группы ОАО «Росинтер Ресторантс Холдинг», в числе причин называет удорожание денег и трудный доступ к рефинансированию, избавление от непрофильных активов (ведь многие единичные авторские рестораны возникали больше как хобби для некоторых бизнесменов), убыточность проектов. Борис Карнаухов, директор агентства «Легальный бизнес», отмечает, что сегодня покупателю рад почти любой ресторан, особенно крупный, потому что большие ресторанные компании жили на кредитах либо на отсрочке платежа с поставщиками. «Я общался с представителями одной сетевой ресторации, они готовы продавать и мелкие, и крупные свои точки», — сказал он. Однако стоимость этих активов сейчас никому не ясна, поскольку дать точный прогноз доходности на год невозможно. «Если вы мне скажете, сколько будет стоить нефть марки Brent 1 июля и 1 сентября 2009 г., я смогу ответить, будем ли мы в Екатеринбурге покупать рестораны», — заявил «ДК» руководитель местного представительства федеральной ресторанной компании, пожелавший сохранить анонимность. Г-н Карнаухов сообщил, что продажная стоимость ресторана с собственными площадями складывается из двухлетней выручки и недвижимости. В среднем заведения подешевели на 20-30%.
Эксперты полагают, что сейчас логичнее вкладываться в демократичные ресторанные концепции: чем выше средний чек, тем сильнее падает доходность заведения в кризисный период. Однако ждать быстрой окупаемости не стоит: рентабельность ресторанного бизнеса упала в среднем на 30-50%. «У меня в «Вечерах на хуторе» выручка снизилась примерно на 16%. Посетителей стало меньше, и они снижают потребление дорогого алкоголя и блюд с высоким ценником», — уточнил г-н Ананьев. Г-н Паничев ожидает оттока гостей из заведений высокой кухни в семейные, а оттуда — в предприятия быстрого обслуживания. По данным Федерации рестораторов и отельеров России, 10% постоянных клиентов отказались посещать рестораны, 38% перешли в более дешевый сегмент, 20-40% сократили размер среднего чека.
досье
Компания «Малахит»
Год основания: 1994.
Общая площадь всех заведений компании в Екатеринбурге — 10,6 тыс. кв. м, из них собственных — 5,05 тыс. кв. м.
Число ресторанов: более 100.
География присутствия: Екатеринбург, Москва, Тюмень, Челябинск, Уфа.