Молодые уральские бизнесмены вводят в моду минимализм. Стратегические планы они укладывают в несколько сообщений в Twitter, а рутину хоздеятельности отдают внештатным ассистентам.
Карьера на большом заводе? Неинтересно. Увлекательнее менять городскую среду.
Тусовка новых предпринимателей большого города, как и все прежние такие тусовки, формируется из однокурсников. Им до 30‑ти. Вчерашние студенты с дипломами пиарщиков, экономистов и маркетологов — наследники известных имен и круглых состояний или те, кто делает и имя, и состояние сам, — рассказывая о своих бизнесах, часто говорят что-то вроде: «А вот с владельцем компании такой-то мы вместе прогуливали политологию». Молодые предприниматели не заморачиваются за публичную риторику, их не пугают глобальные процессы в экономике — они не думают о подобных вещах. А просто делают. На деле, говорят молодые капиталисты, все возможности для открытия бизнеса есть. Бюрократические препоны? Просто заполните дотошно все нужные бумаги. Проверки? Начинающий бизнес ими не мучают. А развитый Интернет — и проводник идей (на поиск информации о приглянувшейся технологии может хватить и одного вечера), и посредник между компанией и инвесторами. Те, кто начинает совсем с нуля, идут на сайты вроде Kickstarter.com, где собрать деньги можно на все что угодно, если оно понравится посетителям, — даже на тиражное производство мини-пулемета, стреляющего спичками. Впрочем, в Екатеринбурге стартапы более реалистичны.
В самостоятельное плавание уходят и наследники. Например, совладелец ГК «Палникс Групп» Никита Попов после нескольких лет работы со своим отцом создал собственную группу компаний. Сейчас он занимается многоэтажной коммерческой и жилой недвижимостью, а также открыл направление по торговле спецтехникой. Один из недавно завершенных проектов с его участием — офисный центр «Чайковский».
«На самом деле, перед тем как заняться делами «Палникса», я пять лет развивал собственные бизнесы, — рассказывает г‑н Попов. — Потом отец пригласил меня поучаствовать в его деле, мы договорились об условиях и три года неплохо проработали вместе. После этого решили расширить и диверсифицировать бизнес, поэтому я, продолжая участвовать в управлении «Палниксом», основал новую группу компаний, которая занимается девелопментом, в то время как «Палникс» — опытный генподрядчик. Такая система позволяет нам быть независимыми от решений и действий друг друга».
Лицом к государству
Представители фондов, работающих в Свердловской области с начинающими бизнесменами, в целом оценивают состояние молодежного предпринимательства на «четверку».
«Есть к чему стремиться, чтобы достичь оценки «отлично», но и говорить о том, что молодежное предпринимательство не развито, — неверно, — говорит директор Свердловского областного Фонда поддержки предпринимательства Евгений Копелян. — Нет статистики на тему того, сколько малых и средних предприятий в регионе открывает именно молодежь, но по субъективным ощущениям — примерно половину от общего числа. Например, в 2013 г. из 228 начинающих предпринимателей, получивших гранты фонда, 122 человека — люди до 30‑ти».
Среди мер поддержки начинающих уральских предпринимателей, запланированных на этот год, глава фонда называет гранты, на финансирование которых из областного и федерального бюджетов будет направлено в общей сложности 95 млн руб., образовательную программу «Начни свое дело» и возможность получать в областных муниципалитетах за пределами Екатеринбурга микрозаймы до 1 млн руб. по ставке 10% годовых.
Слово «господдержка» в основном вызывает у поколения 30‑летних бизнесменов усмешку. Или зевоту. Но некоторым из них удалось включить государственные механизмы для решения своих бизнес-задач. Например, 30‑летнему директору компании «ГЕН Стройурал» Евгению Голубенко. В 2010 г. он пробился к областным властям с идеей ликвидировать нехватку мест в муниципальных детсадах, надстраивая типовые двухэтажные здания с использованием современных материалов. Инициатива понравилась, но вскоре она споткнулась о новые требования СанПиН — те запрещали использование третьих этажей для размещения детей. Тогда г‑н Голубенко через АСИ смог убедить нескольких губернаторов и представителей уральского полпредства дойти до президента РФ и доказать неочевидность новых требований. Нормы СанПиН поправили.
«С того момента, как АСИ в 2012 г. утвердило наш пилотный проект реконструкции, мы построили дополнительно 3,1 тыс. мест в детских садах в нескольких областных городах, — рассказал DK.RU Евгений Голубенко. — За 2013 г. мы реконструировали тринадцать детсадов в Свердловской области, а сегодня работаем по этому проекту с другими регионами РФ. На эксплуатации каждого садика, реконструированного по нашей технологии, по подсчетам, можно сэкономить до 3 млн руб. бюджетных средств».
Г‑н Голубенко, впрочем, утверждает, что госзаказ предполагает экономию средств и большую ответственность, приносит низкую (а иногда и отрицательную) рентабельность.
«Естественно, победитель тендера или аукциона обязан построить и ввести в эксплуатацию объект, соответствующий всем нормам и правилам, — говорит глава «ГЕН Стройурал». — Часто на строительстве возникают работы, не учтенные ни проектом, ни сметой, которые подрядчик обязан сделать за свой счет, так как без этого невозможно выполнить обязательства по контракту, а это штрафы и занесение в черный список. Надо тщательно изучать структуру себестоимости затрат и учитывать все риски по максимуму. С учетом таких особенностей прибыль по государственным контрактам, по сравнению с коммерческими, получается не такая уж и большая. Поэтому мы осваиваем и другие рынки».
За рубежом проще, но тяжелее
Тридцатилетние подвержены настроению «пора валить». Молодые бизнесмены — те, кто желает эмигрировать, — сразу смотрят на зарубежные рынки. Предполагают, что работать «в цивилизованных условиях», «без традиционной российской коррупции и теневых схем», проще. Но, как показывает опыт основателя уральской ИТ-компании Title Марка Кантора, российский рынок привлекательнее европейского — просто перспективнее.
«Делая с компаньоном SEO-бизнес в Чехии, я быстро выяснил, что оформить свое дело в Европе, конечно, проще, чем в России, — рассказывает г‑н Кантор. — Но чтобы удержаться на рынке, тебе приходится прилагать колоссальные усилия. Несколько месяцев мы трепыхались в Чехии. Потом я понял, что в России у бизнеса, связанного с веб-индустрией, куда больший потенциал. Поэтому решил вернуться и развивать свое дело здесь. Сделал это и вышел в плюс за полтора месяца!».
Еще одна тенденция молодого поколения бизнесменов — стремление менять среду вокруг себя. Этот мотив у «детей» гораздо отчетливее, чем в поколении «отцов», — в 90‑х бизнес действовал в других условиях, и потребности тогда были иными — базовыми. Теперь молодых предпринимателей волнует, как поднять качество сервиса на уровень выше, или изменить облик города, или организовать движение единомышленников. Пример нового подхода — проекты Екатерины Шиховой и Марии Швецовой, которые привели в Екатеринбург федеральный Sunday Up Market — рынок дизайнерской одежды под открытым небом. Собственный аналогичный проект, фестиваль «Ярмарка дефицита», они начали проводить в 2009 г.
Годом ранее, в 2008‑м, Екатерина и Мария, выпускницы журфака УрГУ, открыли магазин дизайнерских подарков «Дефицит».
«Мы все студенчество хотели свой магазин одежды, где каждая модель была бы в одном экземпляре, в 1-2 размерах и по доступной цене, — рассказывает Екатерина Шихова. — Со временем поняли: идея классная, но на том этапе коммерчески нежизнеспособная. Сторонних денег не было. Поэтому мы занялись авторскими подарками: сумками, игрушками, сувенирами. Все это в итоге и превратилось в магазин «Дефицит». После почти года работы мы захотели выйти за пределы его стен и подарить людям праздник на свежем воздухе. Нам и самим не хватало приятного, дружелюбного и летнего фестиваля. Так появилась «Ярмарка дефицита», которую мы провели на летней площадке «Теле-Клуба» на свой страх и риск. «Ярмарка» показала, что формат выездного рынка-фестиваля с дизайнерами востребован в Екатеринбурге. В этом году из нее вырос фестиваль «Гастроном»: из экспериментов с фуд-кортом «Ярмарки дефицита».
Сейчас «Ярмарка», в названии которой «дефицит» заменили на слово «фест», проходит в августе и числится среди официальных мероприятий Дня города. На последний фестиваль, по подсчетам организаторов, собралось около 6 тыс. человек. При этом баснословных прибылей мероприятие не приносит, говорит Екатерина Шихова:
«Большинство компаний привыкли продвигать свой продукт через промоутеров, рекламу, а те сидят на откатах или выполняют лишь прямые поручения Москвы. Поэтому заработать трудно. Потенциальные партнеры часто стараются увести вопрос из денежной плоскости во взаимозачет. Но мы все равно пробиваемся, не теряем надежду: в Екатеринбурге много хороших бренд-менеджеров и маркетологов, с которыми приятно работать».
Выпускники не при деле
В целом интерес к предпринимательству среди молодых людей невелик.
«В апреле мы методом случайной выборки опросили 505 студентов и выяснили, что открытие собственного дела входит в планы 14% респондентов, — рассказала DK.RU директор Центра по взаимодействию с работодателями УрФУ Ирина Пильникова. — Основная часть студентов (38%) планирует после окончания вуза работать по специальности, еще 17% намерены продолжать образование, примерно в равных долях находятся рассматривающие перспективу работы за границей и работы не по специальности — в среднем по 8%. Пока нет профессиональных планов у 16,5%».
Вчерашние студенты в основном планируют делать карьеру наемных сотрудников в продажах и административно-хозяйственной деятельности. На их долю приходится 10% от общего количества соискателей наемных должностей, свидетельствуют исследования портала Job.ru.
«Значительная часть вакансий для молодых специалистов относится к сфере продаж, — поясняет генеральный директор Job.ru Анна Имас. — Специалистов без опыта работы ждут в банковской сфере и на административных позициях. Интересно, что и соискатели преимущественно ищут работу в этих же отраслях. Заметный спрос на кадры есть на промышленных и строительных предприятиях, но позиции на этом рынке вызывают у выпускников меньше энтузиазма. Привлекательность продаж и административных позиций вполне объяснима — это области, куда легче всего прийти без опыта или с минимальным опытом. Такие позиции для многих становятся стартом карьеры».
Но, надеются представители старшего поколения бизнесменов, с течением времени молодежь научится всем тонкостям бизнеса и почувствует вкус к предпринимательству. Новости вроде той, что твой вчерашний сокурсник открывает уже пятый магазин, будут этому только способствовать.
Уже состоявшиеся предприниматели и управленцы приветствуют преемственность в бизнесе, но предостерегают от навязывания молодежи чуждых им ценностей
Не надо вести детей в бизнес силком
Александр Меренков, генеральный директор СК «Северная казна»
В нынешних молодых предпринимателях мне нравится то, что они, в основном, не наследуют бизнес, а начинают его сами, с нуля. Они готовы рисковать и делать все, чтобы добиться успеха. И у них чаще всего получается! Особенно меня впечатляет опыт Романа Плюснина из «Дома Печати» и Евгения Рона, основателя ивент-бюро RED.
Что касается преемственности в бизнесе, то я, как и прежде, убежден, что передавать его по наследству нельзя ни в том случае если этого не хочет наследник, ни в том случае если ты не хочешь этого сам. Лучше отдать дело в управление профессионалам или продать. А деньги от продажи вложить в доходные активы.
Многие наследники начинают работу с низов
Олег Гусев, президент Уральского финансового холдинга
Молодое поколение сегодня совсем другое, чем мы в их годы.Ребята более мобильны, подвижны, разбираются во всевозможных гаджетах. Могут переварить огромное количество информации! Надо признать: во многом 20-30‑летние обходят зрелых предпринимателей. Конечно, за ними большое будущее.
Но у людей моего возраста и старше больше системности — ее прививала старая советская школа. Нас учили планировать, быть дисциплинированными — а это очень нужные качества для руководителя. Молодым управленцам этой закалки не хватает, даже тем, кто занимает высокие посты во властных структурах. Например, когда я работал в областном правительстве во времена Эдуарда Росселя, не было такого, чтобы начало заседания задерживалось хоть на минуту. А сейчас — случается.
Еще момент: ребята, едва окончив вуз, сразу считают себя великими менеджерами и должность хотят соответствующую. И порой очень быстро занимают руководящие посты. У нас было не так: ты должен был пройти все этапы постепенно, проработать в среднем звене на разных позициях и только потом, годам к 40, мог стать руководителем. Я считаю, это правильнее. Поэтому, прежде чем мой старший сын возглавил компанию, которая строит загородный поселок «Дубрава», я настоял: ты должен поработать на разных производственных участках, на рабочих должностях. И многие крупные бизнесмены поступают так же со своими детьми.
Тем временем подрастает еще одно поколение — сегодняшние школьники. И они еще более цепкие! Мой младший сын сейчас учится в Швейцарии, и я вижу: он намного самостоятельнее, чем я в его годы и мой старший сын. Наверно, причина в том, что европейское образование в принципе учит детей быть самостоятельными и дает намного больше практических знаний и навыков, чем российская школа. Думаю, эти подростки еще зададут жару и нам, и сегодняшним 20-30‑летним!
Дело молодое
203,4 тыс. предприятий МСБ работает в Свердловской области (по данным на 01.01.2013 г.)
14% студентов УрФУ планируют заняться собственным делом
95 млн руб.- объем грантов областного Фонда поддержки предпринимательства в 2014 г.
Источники: СОФПП, министерство экономики СО, Центр по взаимодействию с работодателями УрФУ