Технологии вымещают людей из водительского кресла — к 2035 г. машины-роботы могут составить четверть продаж на мировом автомобильном рынке. Вместе с тем такие перспективы многих пугают.
Источник: bloombergview.com. Перевод: Анна Лапина для DK.RU
Постепенно роботы вымещают людей из водительского кресла — на дорогах скоро появятся самоуправляющиеся автомобили. Пока машины могут затормозить в пути или направить водителя обратно в его полосу, а уже через два года они смогут автоматически менять полосы и позволят человеку управлять собой без помощи рук.
Впервые мечта о самоуправляющемся автомобиле появилась на страницах научной фантастики, а затем в 1939 г. на стенде FUTURAMA концерна General Motors в ходе Всемирной Нью-Йоркской ярмарки. Впрочем компьютерные возможности не могли угнаться за фантазиями разработчиков вплоть до 1980 г., когда Carnegie Mellon University изобрел робота-грузовика Chevy (Chevrolet van), а университет Бундесвера в Мюнхене разработал автономный Mercedes van.
Покупатели впервые испробовали автопилот в 1990-е гг. — тогда Toyota, Mitsubishi и Mercedes выпустили адаптивный круиз-контроль, который использует радар для автоматической регулировки скорости автомобиля, чтобы сохранять заданную дистанцию перед впереди движущимися машинами. Поскольку цена и размер датчиков и чипов упали, то автономные детали широко распространились, и сейчас их можно найти в каждой машине марок Honda и Ford. Темпы разработки ускорила компания Google, пройдя 1,7 млн миль, тестируя свои автомобили без водителя на дорогах Кремниевой долины.
Кликните на картинку для ее увеличения
Сегодня ведущие автопроизводители вкладывают миллиарды в разработку транспортных средств, которые используют датчики, камеры и высокоскоростные вычислительные возможности, чтобы читать и реагировать на движение, пешеходов, светофоры и инфраструктуру. В итоге концерн BMW вводит машины, которые могут сами парковаться, у Cadillac есть модели, приближенные к управлению на магистрали без рук, а Mercedes и Audi уже предлагают модели, которые могут сами передвигаться в пробке, а водителю нужно лишь изредка прикасаться к рулю. Гиганты технологий Google и Apple тоже участвуют в гонке, и корпорация General Motors заявляет, что хотела бы работать с ними.
Аналитики Boston Consulting Group полагают, что полностью автономные транспортные средства могут появиться через 5-10 лет и спасти тысячи жизней в развивающихся странах, где высок процент несчастных случаев на дорогах, а также стать благой находкой для инвалидов и пожилых людей. По прогнозам, к 2035 г. машины-роботы могут составить четверть продаж на мировом автомобильном рынке.
Вместе с тем такие перспективы многих пугают — до конца не решены правовые вопросы. Ускоренный темп изобретений опережает способность правительств контролировать самоуправляющиеся автомобили. Первые машины, способные взаимодействовать между собой, чтобы предупредить об опасности на дороге и сохранить безопасное расстояние, появятся в 2016 г. Однако регуляторы безопасности по-прежнему работают над правилами, как должно происходить «общение» между автомобилями. Кроме того есть опасения, что рост числа автомобилей-роботов может привести к гибели навыков вождения.
Есть и этическая дилемма: как робот поведет себя в ситуации «жизнь или смерть», и кто виноват, когда машина на автопилоте является причиной аварии. Вопрос об ответственности пока остается без ответа.