Меню

«Машины в России поголовно подключатся к интернету». «Яндекс» сделал ставку на геосервисы

Иллюстрация: flickr.com

«Автомобили будут гаджетами, смартфон на присоске забудут. 15 лет, и машины станут интерактивным и персонализированным». Почему навигация и карты — бизнес с огромным будущим.

The Bell взял интервью у руководителя направления геосервисов компании «Яндекс» Романа Чернина. Он рассказал, почему в компании решили выделить новое направление, связанное с картами и геолокацией и когда в России большинство машин будет подключено к интернету.

— У людей сильно меняются сценарии взаимодействия с сервисами в городе. Это касается и транспорта, и личного автомобиля. Например, через приложение смотрим, где автобус, платим за парковку со смартфона. Поведение внутри автомобиля также меняется. Мы, естественно, это видим и поддерживаем в продуктах. В процессе стало понятно, что в этих новых сценариях можно создавать бизнес.

— Есть англицизм, у которого нет хорошего перевода на русский язык, — connectivity (подключенность). Почему у нас появляются хорошие сервисы? Потому что мир становится более connected (подключенным). Например, на все автобусы поставили датчики, которые передают сигналы о местоположении, и можно сделать хороший сервис «Яндекс.Транспорт». Бизнесы тоже генерируют разные данные: например, рестораны размещают меню в интернете, а в автомобили устанавливается продвинутая телематика, которая изучает стиль вождения. У нас появляется возможность собирать эту информацию и создавать на ее основе новые сервисы для потребителей.

Если говорить о картах, то традиционно люди воспринимают их как старый добрый атлас. Сейчас же мы видим, что их интересует не только, как найти какие-то дома. Они хотят знать, что в этих домах находится, что там прямо сейчас происходит, как много в них людей, какие товары и услуги доступны, какие цены.

В мобильных «Яндекс.Картах» количество запросов, не связанных с адресами (например, «бургеры», «кафе»), выросло с начала года более чем в два раза.

— Если говорить про навигатор, то он из однозадачного приложения превращается в многозадачный сервис. Мы, например, встроили Алису в навигатор, чтобы усовершенствовать интерфейс для решения задач за рулем. Это же реально удобнее, чем кнопки жать: можно спросить, надолго ли пробка или попросить поставить на карту оповещение о ремонтных работах. И это суперотлично полетело, сейчас огромная аудитория, которая использует Алису в навигаторе.

Сейчас уже 50% пользователей управляют сервисом голосом.

— Речь идет и об информировании в дороге (например о превышении скорости и штрафах), и о поиске подходящей заправки. Ты сел, включил его и не выключаешь, пока из машины не вышел. 99% задач, которые возникают у водителей, мы хотим решать через этот интерфейс.

— Приложение будет развиваться. Будут появляться контекстные виджеты. Остановился на платной парковке — появился виджет платных парковок, долго ехал – виджет «Яндекс.Музыки» посоветует плейлист, остановился на заправке – появится виджет «Яндекс.Заправок» и поможет оплатить. Конечно, все это должно существовать внутри мультимедийной системы машины, а не только в смартфоне на присоске.

Мы ставим задачу подключить миллионы российских машин к интернету и снабдить их хорошими сервисами, включая навигацию, мультимедию, Алису и многое другое. Мы стали из разработчиков утилиты, хоть и очень востребованной, разработчиками комплексной системы для автомобилей.

— Мы понимаем, что через 3-5 лет автомобильный рынок полностью поменяется. Мы сейчас находимся в начале экспоненциального роста в России. В стране 30-40 млн активно использующихся автомобилей, из них подключенных к интернету и снабженных современной навигацией даже не единицы процентов. Не так важно, покупает человек дорогой автомобиль или подешевле, какой у него экран мультимедийной системы, он все равно вешает на присоску телефон. Это потому, что встроенных возможностей либо недостаточно, либо вовсе нет или это дорогая опция. Мы хотим больше автомобилей подключать к интернету и занять на рынке лидирующую роль.

— Есть как минимум два очень важных тренда. Пять лет назад люди жестко делились на три группы: тех, кто ездит на личном транспорте, на общественном транспорте и тех, кто ездит с водителем. Сейчас же все смешалось и большинство людей —  мультипользователи.

Первое изменение в том, что через несколько лет не надо будет самому думать про выбор маршрута, единая система по утрам будет за вас простраивать, как перемещаться в течение дня. Второе – не останется никаких смартфонов на присосках. Автомобили станут гаджетами, а не как сейчас, когда на автомобиле часто офлайновый софт, который надо обновлять у дилера с флешки.

Некоторые считают, что информация будет проецироваться на лобовое стекло, в других машинах мы видим развитие периферийного оборудования. В некоторых машинах уже сейчас руль становится интерактивным датчиком: если ты превышаешь скорость, то он тебя информирует об этом вибрацией. Будет мультиэкранность (водительский и пассажирский экраны), будут развиваться интерфейсы. И не берусь утверждать, как конкретно они будут выглядеть, но совершенно точно, что автомобиль будет подключенным к интернету, что будет интерактивным, персонализированным (когда ты садишься в автомобиль, он будет тебя узнавать, говорить «привет» и везти по маршруту из облака).

— Карты тоже будут меняться — нужно больше контента. Больше и быстрее. Cейчас идет гонка технологий, чтобы производить такую карту, на которой информация появляется не за день, а за минуты. На детальных картах основано много городских сервисов: от каршерингов до беспилотников. Такую карту невозможно производить по-старому — исключительно руками картографа.

В создании нашей карты очень активно участвуют пользователи, любой может дать обратную связь, прийти и порисовать карту в открытом редакторе «Народная карта». Это с одной стороны. С другой, мы хотим, чтобы карта в итоге строила и обновляла себя сама: алгоритмы обрабатывают сигналы от пользователей, компьютерное зрение обрабатывает спутниковые снимки высокого разрешения, чтобы автоматически разметить объекты.

Изменения произойдут раньше, чем через 12 лет. Это случится на наших глазах. А дальше будет еще больше connected-устройств в городах, будет больше персонализации, больше интерактива. Но изменения на автомобильном рынке происходят довольно долго. Чтобы это стало стандартом, должны обновиться 30-40 млн автомобилей, которые ездят по дорогам. Это как раз лет 15.

Теги: бизнес, качество жизни