Меню

Массового применения SaaS в бизнесе не наблюдается

«Облачные» сервисы — идеал любого айтишника, занятого в сфере обслуживания и автоматизаци бизнеса. «Облачный» софт, или SaS, — по сути, передача всего функционала ПО на аутсорсинг.

 
«Отчасти вопрос упирается в готовность провайдеров «облачных» решений предоставлять сервисы и отвечать за их работу», — поясняет Олег Быстров, ИТ-директор компании «Лорри».
 
Сложности возникают в тот момент, когда поставщику решений начинают передавать бизнес-информацию и сервис становится критически важным для компании.
 
Первым встает вопрос телекоммуникаций — «облачные» сервисы не работают без доступа в Интернет, а он, несмотря на все успехи провайдерского бизнеса, все еще оставляет желать лучшего. Даже попытки зарезервировать каналы передачи данных не всегда спасают. Был случай, когда компания, желая подстраховаться, покупала услуги трех провайдеров, причем так, чтобы у них были разные магистрали. Но потом оказалось, что в квартале от офиса их оборудование висело на одном столбе, который и был снесен трактористом. Это в порядке вещей. «У нас есть стратегическое требование от руководства: каждая «дочка» холдинга должна работать самостоятельно, что бы ни случилось. И это сильно ограничивает нас при рассмотрении SaaS-решений», — комментирует Сергей Шестопалов, директор по ИТ группы компаний «Авто Плюс». Наличие проблемы с интернет-каналами признают и сами поставщики решений. «Для стабильной работы SaaS нужна хорошая последняя миля, с хорошей связностью, а это есть не везде, — рассказывает Павел Ерохин, Cloud Product Manager компании «Microsoft Россия». — Но прогресс идет, и для многих компаний это уже не является какой-то проблемой». Есть на рынке и определенный дефицит центров обработки данных, которым можно было бы передавать большие и высоконагруженные системы.
 
С точки зрения компании Microsoft в большей степени развитие «облачных» решений ограничивает общее недоверие к ИТ-аутсорсингу. В Великобритании до 40% всех ИТ-систем так или иначе переданы на стороннее обслуживание, а в России этот показатель равняется 1%. «Вопрос доверия здесь стоит на первом месте», — подчеркивает г-н Ерохин. С ним согласны и представители заказчиков. «У нас вообще не развита ответственность за информацию и данные — нет никакого госрегулирования, не развита практика соглашений SLA, поэтому любой собственник чувствует себя спокойнее, когда все системы, важные для бизнеса, полностью контролируются», — говорит г-н Быстров. Специалисты отмечают разрыв между реальной структурой рисков для корпоративных данных и той, что держит в голове бизнес-аудитория. Как только они сойдутся — продвигать SaaS станет в разы легче.
 
«Например, клиенты спрашивают, а будет ли информация гарантированно удалена с серверов, если они отказываются от использования сервиса. Действительно, не у всех есть четко прописанная процедура очистки памяти. Понятно, когда такие вопросы задают банки, у них все зарегламентировано. Но большинству сервис-компаний, которые обслуживают другой бизнес, это даже в голову не приходит», — рассказывает Алексей Бутаков, директор по развитию бизнеса на Урале компании Softline. Поставщики сервисов жалуются: потенциальные клиенты сравнивают их надежность с неким идеалом, а работать приходится с тем, что есть. Например, сертифицированные дата-центры с серверной стойкой в кабинете сисадмина, которая не охраняется, не имеет резервов ни по питанию, ни по связи.
 
Есть к развитию «облачных» сервисов и более системные вопросы. Например, закон о защите персональных данных, который затруднит их развитие. В частности, нельзя будет полноценно использовать западные сервисы, поскольку закон не дает держать некоторые данные за рубежом. Это в числе прочего заставляет Microsoft продвигать свои SaaS через партнеров и делать упор на продажу инфраструктурных решений для частных «облаков».
 
Многие компании рассматривают 2011-й как «год великого перелома» в борьбе за внедрение SaaS в российском бизнесе. Технически и технологически они к этой модели уже готовы. Последние годы активно шло внедрение технологий виртуализации, которая фактически разрывает связь конкретных серверов и ПО, которое на них работает. После этого можно достаточно легко перенести работающую систему что на новый сервер, что к внешнему провайдеру. «Среди наших крупных клиентов большинство уже так или иначе интересуются внедрением «облачных» технологий, а заметная часть уже внедряет какие-то элементы. Аналитические компании прогнозируют рост рынка на уровне 100% в год, а мы даже еще оптимистичнее», — объясняет Павел Ерохин.
 
Большие надежды с развитием рынка связывают и в компании Softline. «Готовых проектов действительно почти нет, но очень много клиентов в работе, — подтверждает г-н Бутаков. — У нас большие планы по продвижению этого направления в 2011 г., и уже в 2012-м мы намерены извлекать прибыль».
 
Словарь. Software as a Service, сокр. SaaS — бизнес-модель продажи и использования программного обеспечения, при которой поставщик разрабатывает веб-приложение и самостоятельно управляет им, предоставляя заказчикам доступ к программному обеспечению через Интернет.
 
«Облачные» вычисления Cloud Computing — технология распределенной обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис.