В связи с карантином по коронавирусу люди уходят на хоум-офис, переходят на онлайн-образование и заказывают продукты в интернете. Почему карантин станет убийцей офлайн, — в колонке на DK.RU.
Эпидемия коронавируса вносит изменения в привычный ход жизни людей и заставляет бизнес менять стратегии развития. DK.RU писал, что на фоне коронавируса зарубежные туристы отменяют поездки в Екатеринбург, отели рискуют недосчитаться гостей и прибыли. Всемирный карантин останавливает работу заводов, магазины и бары закрываются, школьников и студентов переводят на онлайн-обучение. Массовая самоизоляция привела к дефициту некоторых товаров на полках магазинов в Европе и Америке. В колонке на DK.RU владелец продуктового магазина Иван Зайченко рассказывает, есть ли дефицит товаров в Екатеринбурге и как эпидемия изменяет привычки людей.
Иван Зайченко, основатель магазина «Жизньмарт» и сети ресторанов японской еды «Сушкоф»:
— Карантин из-за угрозы распространения коронавируса, который вводит все больше стран, серьезно меняет поведение людей, в первую очередь в бытовых вопросах. Мы видим по СМИ, как в Европе и США с полок сметают буквально все. В России картина немного иная.
Дефицит товаров
Мы в «Жизньмарт» действительно обратили внимание на то, что количество чеков увеличилось, некоторые позиции товаров раскупают особенно быстро, например, тушенку и антисептик. Последний сметают с полок так, что продавцы только и успевают выкладывать товар.
Много пишут о дефиците товаров, о нехватке санитайзеров, масок. Мы санитайзеры смогли заказать без проблем, хотя и по предоплате, что нетипично. Что касается масок, то поставщики готовы их отправлять, но большими партиями по 100 тыс. штук, это примерно на 1,2 млн руб., видимо, многие ритейлеры не готовы рисковать и заказывать такой большой объем.
Конечно, в нынешних условиях продуктовый ритейл, фармпроизводители и аптечный бизнес хорошо растут. Но я не ожидаю экстенсивного роста, это касается и «Жизньмарт», и «Сушкоф». Дело в том, что мы не ставим перед собой задачу заработать на волне коронавируса. На мой взгляд, нечестно и неэтично поднимать цены на товары и услуги, которые пользуются повышенным спросом в период эпидемии.
Смерть офлайн
Что касается карантина, то в последнюю очередь отправлять домой нужно сотрудников продуктового ритейла и ресторанного бизнеса. Эти люди обеспечивают население товарами первой необходимости, доставка продуктов и готовой еды — это наиболее безопасный вариант потребления. Сокращать персонал в этих сегментах бизнеса точно нельзя, они должны оставаться в строю.
На данный момент мы думаем над тем, как защитить наших сотрудников от риска заражения, активно сотрудничаем с Роспотребнадзором, разрабатываем механизмы, чтобы обезопасить себя.
Я уверен, что ситуация, которая сложилась в мире в связи с коронавирусом, серьезно изменит привычки и модель потребления населения. Особенно если карантин будет длиться продолжительное время, например, месяц или два.
Причем это касается многих привычек: начиная от обучения (многие переходят на онлайн), заканчивая покупкой продуктов. Люди во всем мире стремятся сократить количество контактов, чтобы избежать риска заражения. Карантин вынуждает их использовать возможности e-commerce.
Понятно, что сейчас сложно найти тех, кто ни разу не пользовался доставкой еды из ресторана, но до сих пор многие жители России не заказывали продукты на дом. Ситуация карантина — возможность получить первый опыт по доставке продуктов. Если честно, мне самому еще ни разу не привозили продукты домой, потому что мой дом не попадает в зону доставки «Жизньмарт». Но в целом, я думаю, коронавирус и карантин могут стать толчком для развития услуги доставки продуктов. Я говорю в первую очередь о мировых трендах, но рано или поздно это затронет и Екатеринбург.
Другое дело, что не у многих ритейлеров Екатеринбурга есть такая услуга. Мы, например, доставляем продукты только в границах центра города. Есть Ozon, но, во-первых, там время доставки не 30 минут, как у «Жизньмарт», во-вторых, они привозят в основном товары с долгим сроком годности, потому что логистические возможности ограничены.
Я не знаю на счет агрегаторов, но участники рынка говорят, что Яндекс.Еда и «Деливери» предлагают местным сетям доставку продуктов, но просят при этом гигантскую комиссию в 30%. Я знаю наценки в ритейле и могу со стопроцентной уверенностью сказать, что переплачивать 30% Яндексу за доставку — путь в никуда.
Организовывать доставку самим ритейлерам — мероприятие сложное и дорогое, в короткий срок это сделать практически невозможно без больших инвестиций. До сих пор многие продуктовые сети и прочие ритейлеры в России не понимали необходимости внедрять доставку товаров до дома.
Я активно слежу за тем, как ситуация с e-commerce развивается в Америке, там никто из ритейлеров не сомневается в необходимости доставки, даже вопроса такого не возникает. Все либо подключаются к агрегаторам, либо организовывают собственные доставки, либо используют пункты самовывоза.
Вообще в Америке очень развит этот рынок, хотя доставка продуктов питания пока занимает лишь около 5% от всех продаж. Другой вопрос, что растет она двукратными темпами. В США верят, что в долгосрочной перспективе люди откажутся от походов в магазины, даже продуктовые, и будут пользоваться именно доставкой.
Кстати, в Америке целые кладбища торговых центров: магазины закрываются, огромные площади стоят пустыми, настоящий кризис коммерческой недвижимости. Весь непродуктовый ритейл уходит из ТРЦ, потому что люди в США все покупают через Amazon. ТРЦ меняются, развивают досуговые направления: организуют кинотеатры, игровые зоны для детей, квесты и так далее.
Однозначно смерть крупных ТРЦ произойдет и в России, это вопрос пяти-десяти лет. А карантин по коронавирусу и то, как он изменит поведение населения, привычки совершать покупки, только ускорит эту смерть.
Что касается продуктовых магазинов, то крупные гипермаркеты, такие, как «Ашан», умирают — это тренд. Мы видим, что «Карусель» уже закрылась. Люди не хотят тратить время на покупку продуктов. В перспективе, я думаю, многие будут через интернет заказывать продукты на неделю, а в небольших магазинах — совершать импульсивные покупки или же приобретать скоропортящиеся продукты в магазинах шаговой доступности. И карантин только ускорит переход из офлайн в онлайн.