Меню

«Мединком» отказался быть агентом в Челябинске

Филиал СК «Мединком» на Южном Урале закрылся еще 1 января, сообщает Челябинский областной фонд обязательного медстрахования (ЧОФМС). Поскольку подразделение страховало граждан по системе ОМС, полис

Екатеринбургский страховщик «Мединком» закрыл подразделение в Челябинской области. СК объясняет свой уход неудачным партнерством с компанией «Астра-Металл» и неэффективностью работы филиала. Эксперты считают, что альянс распался из-за позиций региональных фондов ОМС.

Филиал СК «Мединком» на Южном Урале закрылся еще 1 января, сообщает Челябинский областной фонд обязательного медстрахования (ЧОФМС). Поскольку подразделение страховало граждан по системе ОМС, полисы «Мединкома» до 1 марта необходимо обменять десяткам тысяч жителей региона, уточнили в фонде. АНДРЕЙ ШАНДАЛОВ, директор СК «Мединком», заявил «ДК», что за два года работы в Челябинской области по системе ОМС застраховано 50-70 тыс. трудоустроенных граждан и около 130 тыс. неработающих.

Компанию не устроили условия страхования именно неработающего населения. «Мединком» работал как агент СК «Астра-Металл» (головной офис в Магнитогорске. — Прим. ред.), выигравшей тендер на этот вид страхования. Челябинский ФОМС платил ей, а мы получали процент. Но «Астра-Металл» почти все деньги оставляла себе, — утверждает г-н Шандалов. — Из пяти рублей за каждого застрахованного мы получали лишь полтора». Директор «Мединкома» добавил, что решение об уходе с южноуральского рынка принято в конце прошлого года, после того как «Астра-Металл» проигнорировала письма с просьбой пересмотреть условия договора.

Помимо «Мединкома» с 1 марта в Челябинской области закрывается представительство пермской страховой компании «Урал-АИЛ-Мед», которая работала на рынке ОМС самостоятельно. ТАТЬЯНА ГРЕХОВА, гендиректор компании, пояснила «ДК», что, несмотря на 58 тыс. оформленных медицинских полисов, филиал на Южном Урале не оправдал вложений. «Когда на локальном рынке нет якоря, работать бессмысленно. В нашем случае этот якорь — страхование неработающего населения. В Челябинской области им в основном занимается «Астра-Металл», — прокомментировала она. По данным участников рынка, на долю магнитогорской компании приходится 85% рынка ОМС (1,84 млн человек), «Мединком» контролировал 8% этого портфеля.

Андрей Шандалов утверждает: уже 11 января «Мединком» получил от «Астра-Металла» письмо, в котором говорилось о готовности возобновить партнерство на условиях екатеринбургской компании. «Они обещали даже вернуть сотрудников, которые после ликвидации нашего филиала перешли на работу в «Астра-Металл», если «Мединком» вновь станет агентом. Но мы теперь хотим большего. И ждем от бывшего партнера более интересных предложений», — сказал он.

В СК «Астра-Металл» у корреспондента «ДК» попросили письменный запрос. На момент сдачи номера он оставался безответным. В телефонном разговоре КОНСТАНТИН ЗАГРЕБИН, заместитель директора по работе с филиалами, предложил совместно поразмышлять, стоит ли компании расстраиваться из-за ухода конкурента с рынка и тем более звать его обратно. «Освобождается страховое поле, денег на рынке становится больше», — подсказывал он. Но после вопроса, будет ли компания подбирать нового агента, тоже вспомнил об официальном запросе. В целом же отношения с «Мединкомом» г-н Загребин описал емко: «У нас конфликта нет».

Г-жа Грехова рассказала, что СК «Урал-АИЛ-Мед» тоже была агентом «Астра-Металла» в Челябинской области и рассталась с ним как раз перед приходом «Мединкома». Причина разрыва — финансовые разногласия: «Астра-Металл» платит маленькое агентское вознаграждение, почти ничего. Насколько я помню, нам в 2006 г. даже пришлось судиться, и мы выиграли дело — партнер выплатил недостающую сумму».

По мнению отдельных участников рынка, глубинной причиной размолвки между «Мединкомом» и «Астра-Металлом» могло стать невыполнение одного из условий партнерства. «Попасть на страховой рынок Свердловской области сложно — по системе ОМС здесь работают 16 компаний, причем «Мединком» контролирует 30% рынка1. Допуск екатеринбургской СК на челябинский рынок могли обменять на допуск «Астра-Металла» к тендерам Свердловского ТФОМС», — считает один из экс­пертов. По его словам, в 2006 г., когда страховщики объявили о создании межрегионального пула, предполагалось, что страхованием неработающего населения на Среднем Урале (по аналогии с Южным) займется победитель специального конкурса. Но эта система не заработала: свердловчане до сих пор вправе самостоятельно выбирать, где получать медицинский полис.

В свою очередь, МАКСИМ СТАРОДУБЦЕВ, президент ассоциации региональных медицинских страховщиков «Территория», предполагает: уход «Мединкома» из Челябинской области мог быть вызван угрозой исков со стороны больниц. «В этой области система ОМС формальна. Конкурсы, в результате которых одна компания получает львиную долю рынка, говорят сами за себя. Кроме того, тарифы на обязательную медицинскую помощь в Челябинской области в 5-8 раз ниже, чем в Свердловской», — объясняет он предпосылки конфликта.

По словам г-на Стародубцева, в прошлом году южноуральский ФОМС заложил в смету определенное количество обращений за врачебной помощью, но просчитался. Страховые компании недополучили деньги от ЧОМС, в свою очередь недоплатили больницам, а те стали судиться со страховщиками. «Взвесив все риски, «Мединком» вполне мог принять решение покинуть Челябинск», — заключает эксперт.

(1) Бенефициаром ЗАО «Мединком» считается свердловский министр здравоохранения Владимир Климин.