В отличие от профильных ведомств, силовики пока не торопятся представить свои соображения.
До 16 декабря Минэкономразвития, Верховный суд, бизнес-омбудсмен Борис Титов, а также МВД, ФСБ, Росгвардия, СК и Генпрокуратура должны представить правительству предложения, как увеличить доверие предпринимателей к судам и силовым ведомствам. Как пишет The Bell со ссылкой на «Ведомости», информация об этом содержится в одном из поручений по ускорению роста экономики, которые 29 октября подписал премьер-министр Дмитрий Медведев.
Давление силовиков на бизнес обсуждается не первый год, это один из главных факторов, препятствующих росту экономики. Число уголовных дел в отношении предпринимателей, зачастую по экономическим статьям, остается на высоком уровне. Об этом говорил и президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию в марте 2019 г.
Сегодня почти половина дел (45%), возбуждённых в отношении предпринимателей, прекращается, не доходя до суда. Что это значит? Это значит, что возбуждали кое-как или по непонятным соображениям. А что это значит на практике? В результате на одного предпринимателя, бизнес которого разваливается в этой связи, в среднем приходится 130 сотрудников, потерявших работу. Давайте вдумаемся в эту цифру, это становится серьёзной проблемой для экономики, — говорил Путин.
Так, Минфин и Счетная палата предлагали перевести из Уголовного в административный кодекс часть экономических правонарушений, например, незаконное предпринимательство, а также возбуждать уголовные дела о налоговых преступлениях только после заключения налоговиков. Деловые объединения просили, чтобы уголовные дела против предпринимателей открывались только после всесторонней доследственной проверки. Но неизвестно, выдвигали ли подобные инициативы сами силовики.
В июле 2019 г. об этой же проблеме говорила и председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. Она отмечала, что для улучшения инвестклимата нужны защита частной собственности, независимые суды и именно судебное урегулирование корпоративных конфликтов, лучшее качество корпоративного управления, развитие человеческого потенциала.
Эти слова мы произносим практически в неизменном виде много лет. Сначала они казались правильными, потом общим местом, потом обращение к теме инвестиционного климата стало казаться пустыми словами чиновников, а теперь иногда похоже на крик отчаяния, — подчеркивала руководитель Центробанка.